Дмитрий быков «как путин стал президентом сша»

Под аляповатой обложкой — 43 сказки про отечественную политическую жизнь конца 90-х — начала нулевых, печатавшиеся в журнале «Фас». Печка, от которой начинает приплясывать Быков, может выглядеть по-разному: скандал со Скуратовым и проститутками, закрытие программы «Телепузики», цикл передач Доренко или просто чья-либо одиозная репутация.

В предисловии автор бьет поклоны Щедрину и Горькому, но то скорее куртуазный жест победителя-ученика. Быков выдающаяся Арина Родионовна сам по себе уже хотя бы потому, что эти утратившие злободневность тексты до сих пор смешно читать подряд. Не вдаваясь ни в подробную аналитику, ни в изощренную конспирологию, Быков вжесткую закатывает общеизвестных персонажей в условно-басенную среду, где самые экстравагантные политики приобретают фольклорно-типические черты, либо редуцируются до какого-то комического атрибута: Березовский — хомяк, Ельцин — дракон, а Руцкой — сапог. Дальше все и так понятно, и автору остается только импровизировать, что он и делает беспримерно артистично. Быковские фельетоны примечательны феноменальным разнообразием; автор в состоянии болтать на эзоповом языке, щебетать гекзаметром, стилизовать десятки типов фольклорной и литературной сказки, подражая Гоголю, бр. Гримм, Ник.Носову, Толстому, Горькому, Гофману, Платонову, Гауфу, Перро, Эдгару По, Щедрину; свои гибриды он декорирует пословицами, считалками, зачинами и прочей фольклорной бижутерией. Вряд ли в ближайшие несколько лет школьникам придется писать вступительные сочинения «Идейно-художественное своеобразие сатирических сказок Д.Быкова», но когда-нибудь этим обязательно кончится. И вообще, если бы сейчас за один стол посадить Щедрина, Горького и Быкова, то я бы без особых раздумий поставил на последнего — в нем гораздо больше шампанской гениальности, чем в его прямых предшественниках.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям