А душу в какой бюджет занести

В Волковском театре — премьера. Дают «Бешеные деньги», комедию в пяти действиях по пьесе Александра Островского. К спектаклю приложил руку маститый московский режиссер Сергей Яшин. В свое время Сергей Яшин окончил Ярославское театральное училище и играл на сцене Волковского театра. Сейчас он народный артист России, профессор, преподаватель Российской академии театрального искусства, директор драматического театра имени Горького.

Пьеса, написанная 150 лет назад, актуальна и по сей день. 70-е годы XIX века — время зарождения капитализма в России. Время, когда золото перестало лежать в мешках, а начало работать, крутиться, появились банки, стала развиваться промышленность, строиться железные дороги. «И сейчас у нас не жизнь, а бизнес-план. А куда душу девать, в какой бюджет ее занести?» — философствует перед премьерой Сергей Иванович. Собственно, человеческим чувствам в спектакле места не находится. Нет здесь мильона терзаний, есть терзания из-за миллиона. Это оттого, что все герои без исключения циники. Нет ни одного пылкого объяснения в любви. Есть жажда обладания и хитрый расчет. Даже о девичьих прелестях рассуждают с арифметической точностью: «Она хороша как дважды два четыре». В атмосфере спектакля даже романсы — непременный атрибут всех пьес Островского — кажутся лишними. Гораздо уместнее барабанная дробь, звучащая, например, тогда, когда герои пьесы тонут в счетах. Деньги на спектакль истрачены бешеные. Декорации просто поражают воображение. Особенно шелковые ярко-алые занавеси с жар-птицами и павлинами и мебель из дорогих пород дерева. Как и чересчур уж парадные туалеты, которыми героини подчеркивают свою светскость. Но больше всего напрягает присутствие на сцене каких-то странных личностей, которые, как попугаи, повторяют реплики героев. Юноши, гремя костяшками счетов, сломя голову носятся по сцене, испускают истошные вопли и исполняют какие-то первобытные танцы. Это студенты-дипломники с курса Валерия Кириллова. Они по задумке режиссера перевоплощаются то в конторских служащих, то в половых, то в слуг. То бишь старательно драят пол, перетаскивают с места на место реквизит и волокают тяжелые сундуки. Словом, эксплуатация бедных студентов и дедовщина на сцене налицо. Кстати, пол моют по-настоящему, размазывая грязь по сцене. А потом случайно забывают в углу сцены грязное ржавое мусорное ведро. Характеры и внешний вид героев Яшин тоже изменил, и не то что бы слегка, а кардинально. К примеру, Лидия Чебоксарова (Ирина Шейдулина). У Островского она «по своей миловидности очень привлекательная девица», по которой вздыхают и гимназисты, и зрелые мужчины. В спектакле Лидия в девичестве — это худющее, анемичное, гнусаво-картавое и немного чокнутое существо. Впрочем, из недоросля она вскоре превращается в роковую женщину с бешеным темпераментом. Что стоит, например, один из ее нарядов! Красные колготки в сеточку, того же цвета туфли на шпильке и прозрачный пеньюарчик, под которым красный лифчик. Сомнительно, чтобы дамы в XIX веке так наряжались. Но оставим это на совести режиссера. Не отстает от Лидии и ее маман (Татьяна Иванова). Разряженная, как императрица, она своими развязными манерами больше напоминает содержательницу публичного дома, чем почтенную мать семейства. «Страшнее бедности порок, Лидия», — потрясая пышным бюстом, говорит она. И этот назидательный тон ей так не идет, что в зале слышится смех. Плюс ко всему на сцене разгораются настоящие шекспировские страсти. Пылкие объятия, поцелуйчики, не невинные в перчатку, а почти взасос. Переборщил режиссер и с Саввой Васильковым. Он получился какой-то уж слишком сентиментальный, по уши влюбленный. Зритель, к примеру, верит, что он убьет себя, а он просто куражился по пьяному делу. А ведь когда читаешь пьесу, то видишь, что он не так глуп, чтобы быть рогоносцем, и не так наивен, чтобы не ощущать выгоды брака. И он по-своему использует Лидию. Ему, начинающему бизнесмену, нужна блестящая жена, вывеска для коммерческих операций. Впрочем, нелишне напомнить и сюжет пьесы. А он незатейлив и прост. Есть семейка казанских дворян Чебоксаровых — маменька с дочкой и папаша. Папенька, имеющий крупный чин, проворовался, имение заложено и скоро пойдет с молотка. И начинается лихорадочный поиск жениха для Лидии. Выбирать, собственно, не из кого. В наличии беспутный холостяк Телятев (Игорь Сидоренко) и Глумов (Андрей Зубков) — серая личность без определенного рода занятий. Да и эти действуют по принципу: содержание — пожалуйста, а законный брак — увольте. Но вскоре жених находится. Это бедный неотесанный дворянчик из Чухломы Савва Иванович Васильков (Николай Шрайбер), которого ухажеры Лидии выдают за «миллионщика», владельца золотых приисков. И тогда Лидия с маман на пару начинают его охмурять и опутывать. Охота завершается успешно: Савва легко попадается в сети. И начинается счастливая семейная жизнь: Лидия порхает по бутикам, ее муженек корпит над конторской книго
й, сводя дебет с кредитом. Но недолго. Васильков вовсе не тот провинциальный дурачок, из которого можно вить веревки, и он не может смириться, что нажитые кровью и потом деньги уплывают неизвестно куда. И он с легкостью переселяет женушку-транжирку с маменькой «в домик-крошку в три окошка», а сам принимается латать дыры в бюджете. Лидочку такое положение вещей не устраивает, и она плюет на муженька, которого считает скупердяем, и ищет спонсоров. И тут объявляется господин Кучумов. Он затесался в семью под видом доброго дядюшки-благодетеля, а на самом деле похотливый старик имеет виды на Лидию. Роль Кучумова блестяще исполнил Владимир Солопов. Кучумов-стрекозел как может обхаживает Лидочку, демонстрируя, как в нем играет молодая кровь. Его подагрические ножки совершают такие па и пируэты, что молодой позавидует. Он клянется-божится, что оплатит долги Лидии и сулит ей 40 тысяч. И та в отчаянии уже готова броситься в объятия старого потаскуна. Но тут появляется Телятев и говорит, что Кучумов лжет — у него ни гроша. Сам Телятев в спонсоры не годится, потому что давно живет в кредит, но зато дает Лидии дельный совет — вернуться к мужу, который разбогател на строительстве железных дорог. А дальше следует триумфальное возвращение мужа. Его и впрямь не узнать: напомаженный, в щегольском пиджаке. Настоящий денди. Тут Лидия пускает в ход все свои женские чары, но Васильков не тот, что прежде. Он даром денег не бросает, поэтому предлагает благоверной сделку: пойти к нему в экономки за 1000 рублей в месяц. Та, недолго поломавшись, соглашается. А далее следует мораль. Бешеные деньги — деньги дурные, которые легко приходят и легко уходят, не знают бюджета, а умные идут в дело, тратятся с умом. С этим, конечно, не поспоришь. Но Лидию отчего-то жаль. Анастасия СОЛОВЬЕВА. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям