Богу — богово, а кесарю?

Разделение властей, а вместе с этим и сфер влияния, на государственную и церковную — острый вопрос, волнующий не только чиновников и церковнослужителей, но и простых людей.

Недавно информационные агентства распространили обращение архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в котором владыка помимо прочих озвучил проблему возвращения Русской православной церкви ранее принадлежавших ей храмов как одну из наиболее сложных в нынешней церковной жизни. Программа о возвращении Спасо-Преображенского монастыря, храма Ильи Пророка и церкви Рождества Христова в лоно церкви начала реализовываться владыкой Кириллом вскоре после его определения в чин епископа в октябре 2002 года. К слову сказать, в 1991 году на основании постановления научно-методического отдела Министерства культуры РФ администрация области приняла решение о совместном владении этими историко-архитектурными памятниками. Такая ситуация до поры до времени устраивала Ярославскую епархию. На территории музея-заповедника им разрешают совершать две литургии в год — на день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24 мая, и в престольный праздник Преображение. Что касается Ильинского храма, то по соглашению между музеем и епархией служба в храме проводится 2 — 3 раза в месяц. Правда, в связи с этим возникают некоторые сложности, не вполне устраивающие церковнослужителей. Период проведения служб в храме ограничен — от праздника Троицы и до Покрова. Кроме того, «каждому богослужению, — пишет архиерей в своем обращении, — предшествуют унизительные согласования с музейными работниками». Хождение к музейным работникам на поклон не вполне устраивает церковное руководство. Двери в дом Господа, по его мнению, должны быть открыты верующим вне зависимости от желаний госслужащих. Архиерей Кирилл уже заручился поддержкой губернатора Анатолия Лисицына, который подписал распоряжение о передаче Ильинского храма церкви. Позиция сотрудников музеев по данному вопросу сводится к двум опасениям. Как церковь обеспечит необходимый уровень содержания храмов-памятников истории и архитектуры? И куда выселят из храмовых зданий организации? Билетерша в храме Ильи Пророка переживает за уникальные фрески: — Их же могут закоптить, если не будет выдержан температурный режим! Что думают по этому поводу ярославцы? Мы постарались опросить все возрастные группы горожан. Равнодушных оказалось не так-то много: молодая женщина, как выяснилось, ей «абсолютно фиолетово», и две старушки, жить которым, по их же собственным прогнозам, «осталось два понедельника». Большинство опрошенных были за возвращение храмов церкви: и 94-летний старик, свидетель разрушений и погромов церквей при советской власти, и молодая мама, согласившаяся с передачей при условии, что вся реставрация пройдет до конца и в полном объеме. Даже нашлась гиперактивная супружеская пара, готовая отдать свои подписи, чтобы еще и Афанасьевский монастырь забрали. Те же, кто высказался против, были исполнены заботой о нашем бедном государстве, которому вечно не хватает средств на существование. Еще их беспокоило ограничение доступа туристов, среди которых могут быть представители разных вероисповеданий. Молодой военнослужащий привел в качестве примера веротерпимости паломничество наших граждан, отправляющихся в Израиль, в иудейские храмы на службу. Так где же выход? Передавать или нет историко-архитектурные памятники в лоно церкви? Как понимать в данном случае мудрость древних: «Богу — Богово, а кесарю — кесарево»? Ответ нам должны огласить вскоре члены научно-методического отдела Министерства культуры.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям