Счастливый номер 13

По традиции в последнее воскресенье месяца Военно-морской флот России отмечает свой праздник.

Капитан-лейтенант запаса Михаил Ми- хайлов — выпускник Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола, правда, теперь это уже филиал ВВМУ имени Фрунзе. Это было единственное училище в стране, которое готовило офицеров подводного флота. Как признается Михаил, после окончания школы захотелось романтики, и отец отвез его в Ленинград. Еще курсантом во время штурманской практики довелось Михаилу на корабле с историческим названием «Гангут» пройти вдоль всей Европы, из Севастополя в Кронштадт. В училище Михаил стал дипломированным инженером-электромехаником. А службу пришлось нести на Северном флоте, в Гаджиево, где базировались ракетно-подводные крейсеры стратегического назначения. На борту одного такого крейсера размещается 16 баллистических ракет, по 40 тонн каждая. Дивизия была 13-я, но номер этот Михаил считает для себя счастливым, как и лодку «Новомосковск», где был командиром группы «старт-раз» и командиром 4-го отсека. Корпус, так подводники называют лодку, на которой служил Михайлов, был в своем роде уникальным. Представьте себе махину высотой с 9-этажный дом и длиной в два футбольных поля. Длина одной только ракеты составляет более 14 метров. Однажды подлодка столкнулась в море с американской субмариной. Она до сих пор хранит отметину от этого происшествия — на «скуле» содран кусок резины. Так вот, американка еле доползла до базы, а нашей — хоть бы что. Именно подлодка «Новомосковск» стала участницей очень серьезной и важной стратегической операции с забавным названием «Бегемот», когда одновременно стартовали все 16 баллистических ракет в едином залпе с глубины 45 метров. Специалисты знают, что работа механиков при этом должна быть просто ювелирной. Михаилу же довелось стать участником другой операции — первого запуска искусственного спутника земли из подводного положения. Спутник этот, предназначенный для отслеживания миграции животных, сделал витков десять вокруг нашей планеты и сгорел. 10 членов экипажа были представлены к различным правительственным наградам. Командиры двух ракетных отсеков, одним из них был капитан-лейтенант Михайлов, за освоение новой техники получили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Служба на Баренцевом море не из легких. Если, по КЗОТу, рабочая неделя на гражданке составляет 40 часов, то для подводников во время боевых дежурств набегают все 120. Во время походов каждый занят поддержанием оружия и технических средств в исправном состоянии, в частности, микроклимата в ракетных шахтах, и только командир и штурман знают, где в данный момент находится субмарина и сколько миль она прошла. Бывали на памяти Михаила и забавные случаи. Раз в году все лодки различных проектов собирались вместе на учение «Кумжа». На базу съезжались из Генштаба высокопоставленные офицеры, обучавшиеся там. Их знакомили с техникой, которой придется командовать. Переполох среди подводников был страшный. Однажды один из гостей, адмирал, проверяя корпус, полез на «чердак» подлодки. Когда его лысая голова показалась в люке, мичман, драивший «медяшку», от волнения протер тряпочкой и адмиральскую лысину. Уйдя в отставку, Михаил свой военный мундир надевает раз в году, в День ВМФ. На память о службе на флоте у него хранится множество фотографий, макет его подлодки и картина с ее изображением. Написана она на «разухе». Так называют моряки нижнее холщовое белье: умельцы растягивают его и пишут, как на холсте, красками. Капитан-лейтенант в отставке Михайлов увлекается также фалеристикой, еще с училища коллекционирует различные знаки подводных лодок (спусковые, экипажные, юбилейные, траурные, памятные). В его коллекции свыше 500 знаков. Вот только в Ярославле фалеристикой по тематике «Подводный флот России» никто не интересуется, да и по всей стране таких коллекционеров немного — всего человек 50.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям