Не правильный бутерброд с зеленым маслом

Всего один год остался до завершения строительства нового моста через Волгу в Ярославле, однако экологов-общественников, и в первую очередь жителей района, прилегающего к зоне строительных работ, до сих пор волнует вопрос: а все ли было учтено при прохождении процедуры согласования проекта? Случайны ли процессы «выклинивания» «зеленых масел», которые под нагрузкой опор нового моста приобретают окраску «периодичной» стабильности? И кто конкретно повинен в последнем ЧП, когда фенольные запахи вошли в дома ярославцев через водопроводную питьевую воду?

НАШЛИ КРАЙНЕГО Первый удар за «неправильный бутерброд с «зеленым маслом» приняло на себя одно из предприятий — ОАО «Опытный завод «Паксистем», что, по мнению его работников, совершенно несправедливо. По их словам, в данной ситуации просто нашли крайнего и их предприятие не имеет прямого отношения к этому экологическому бедствию областного масштаба. Просто оно находится на земле, насыщенной с 1933 года нефтепродуктами бывшего сажевого завода. Наоборот, это ОАО в добровольном порядке следит за состоянием муниципальной собственности — дренажной системой общей протяженностью 1225 м, находящейся вне предприятия. Проходит она вдоль берега Волги и по склонам северного и южного оврагов и является опытно-защитным мероприятием от загрязнения нефтепродуктами реки Волги в районе бывшего сажевого завода. Данное сооружение временное, действует с 1976 года. Срок его эксплуатации был рассчитан примерно на 20 лет. В промышленной зоне с подземными залежами смесей высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов кроме этого завода находятся: часть территории ОАО «Лакокраска», кооператив «Волгарь», стройплощадка моста и еще муниципальные земли. Блуждающие подземные озера «зеленого масла», находясь на глубине 60 метров, плавно кочуют по лабиринтам земли. Тем не менее, несмотря на глубину залегания, «озера» находят время и случай, чтобы выйти и вклиниться в нашу суетливую жизнь. Случай этот представился в начале строительства нового моста через Волгу. Как явствует из доклада научных работников НПО «Техуглерод» Капустина и Малыгина, «к вопросу о загрязнении Волги «зеленым маслом»: «При выполнении земляных работ осенью 2001 года в районе нового моста уже были внезапные появления на поверхности земли значительных количеств нефтепродуктов, а так как пути миграции дренажных потоков неизвестны, подобные явления не исключены и в будущем». Таким образом, будущее не заставило себя долго ждать. С момента строительства моста воздействие на изношенную дренажную систему резко усилилось. Объем грунтовых вод, попадающих в дренаж, возрос с 30 — 40 куб. м в месяц до 370 — 450 куб. м, загрязненность нефтепродуктами грунтовых вод возросла в 10 раз, обнаружены фенольные соединения, ранее не наблюдаемые. В связи с этим 29 июля 2005 года руководство ОАО «Опытный завод «Паксистем» направило письма мэру Ярославля Виктору Владимировичу Волончунасу, начальнику ГУ МЧС России по Ярославской области Павлу Федоровичу Барышеву и руководителю управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области Сергею Ивановичу Карабицкому. В нем завод сообщил о прекращении обслуживания муниципальной дренажной системы с 1 августа 2005 года и попросил принять меры по обеспечению обслуживания этого объекта специализированными организациями. ПОКА СУТЬ ДА ДЕЛО А в это время экологическая опасность все ближе и ближе подбиралась и подбирается к жителям Ярославля. Загрязненная волжская вода прямым ходом свободно попадает в городской водозабор, находящийся двумя километрами ниже по течению. Переписка между ведомствами в поисках виноватого и крайнего лишь оттягивает время общей беды. О проведении общественной экологической экспертизы ратуют ярославский экологический клуб «Зеленая ветвь» и экологическая общественная организация Ярославского муниципального округа Ярославской области «Правильное природопользование». Они просят сообщить, каким образом был учтен упомянутый выше экологический фактор при прохождении процедуры согласования проекта. В их адрес от чиновников, не признающих беды или ошибки на бумаге, приходят приятные и успокаивающие (наверное, только их) отписки: «По данному проекту имеется положительное заключение экспертной государственной экологической комиссии, проведенной по заданию комитета природных ресурсов Ярославской области от 24 октября 2001 года». Согласно закону «Об экологической экспертизе», просящим общественникам в проведении общественной экологической экспертизы отказано, так как она «проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней». Но поезд давно ушел. И кроме этого, чиновники потребовали устав организации и регистрационные документы. А коль таковых нет, то «заявление о проведении общественной экологической экспертизы подано неуполномоченным субъектом». Вот как можно на бумаге показать «где раки зимуют» или негромко сказать: «Не суй нос не в свое дело!» Департамент дорожного хозяйства в это время отписал нач
альнику главного управления ГО и ЧС по Ярославской области так: «То, что выбранная трасса проходит по бывшей территории завода «Техуглерод», загрязненной нефтепродуктами, было известно заранее и учтено при разработке проекта. На участке загрязненной территории подходы к мосту проходят по эстакаде. Опоры размещены с таким расчетом, чтобы не затронуть существующую дренажную систему». И здесь все в ажуре. Только в одном из отчетов Росприроднадзора прозвучала маленькая фраза-признание: «В районе строящегося моста рядом с опорами наблюдалось выклинивание «зеленых масел». Более ни один чиновник о «злополучном масле» не заикался. ПРОСИМ ОБЯЗАТЬ… А наказать «крайнего», однако, не забыли. Административная комиссия Дзержинской администрации Ярославля постановлением от 1 июня этого года выписала штраф предприятию ОАО «Опытный завод «Паксистем». И его «паксистемовцы» будут оспаривать в суде. Выставил счет в размере 347 тысяч рублей за выполненные работы и МУП «Ярводоканал», пострадавший в первую очередь при аварийном сбросе фенола в питьевую воду для населения. Этот счет тоже будет оспариваться в суде. Маленькое предприятие «Паксистем» за короткий срок подверглось нескольким изнурительным проверкам. 20 июня этого года у них проверяли соблюдение требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. 30 июня на основании закона РФ проверяли всю деятельность предприятия. С 21 июля началась массированная проверка мэрией Ярославля. Первый заместитель мэра Сергей Николаевич Ястребов, обращаясь к руководителю территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области Сергею Анатольевичу Мелюку, попросил обязать ОАО «Опытный завод «Паксистем» обеспечить обслуживание дренажной системы и откачку «зеленого масла». А самое главное, высокий чиновник потребовал выполнения запланированных природоохранных мероприятий в соответствии с утвержденным проектом норм ПДС в части проектирования и строительства установки по очистке дренажных вод, а также провести проверку соблюдения предприятием санитарных норм и правил. Так, одним махом он попытался взвалить на небольшой рабочий коллектив решение вопроса по строительству очистных сооружений, который относится к компетенции мэрии Ярославля. В защиту интересов ОАО «Опытный завод «Паксистем» можно привести слова заместителя начальника главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области Евгения Генриховича Сабурова: «Ни в ОВОС, ни в рабочем проекте не указывалось на возможность активизации процесса дренирования нефтепродуктов с грунтовыми водами в Волгу при эксплуатации моста (п. 2). Экспертная комиссия согласилась с тем, что какие-либо данные отсутствуют. С другой стороны, институт «Гипротранском» указал на то, что опоры N 28 и 29 будут препятствием на пути загрязненных грунтовых вод, дренируемых в овраг. И это должно увеличить их поступление в упомянутую дренажную систему. Управление письменно напомнило мэрии Ярославля о необходимости контроля за реализацией проекта в части воздействия на существующую дренажную систему». Со своей стороны, предприятие в ответ на представление ярославского межрайонного природоохранного прокурора выполнило ряд работ по устранению нарушений природоохранного законодательства. А нести ответственность за действия третьих лиц, ответственных за проектирование и строительство автодорожного моста, не может. Это не в его компетенции. Главное, по мнению руководства ОАО «Опытный завод «Паксистем», сейчас необходимо выполнить природоохранные мероприятия, заложенные в проекте строительства моста, но почему-то невыполненные.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page