Нам нужны такие корабли на волге

Пятнадцать лет назад от Рыбинска до Ярославля по Волге бегали «Метеоры» и «Ракеты» через каждые сорок минут. Постепенно промежуток времени между рейсами становился все длиннее и длиннее. Потом с каждым годом их становилось все меньше и меньше, пока наконец процесс не приблизился к абсолютному нулю…

Этот год можно назвать для ярославского водного пассажирского транспорта катастрофическим — от Ярославского речного вокзала не пошло по Волге ни одно малогабаритное пассажирское судно! И во всей нашей славной губернии только рыбинские речники, патриоты своей профессии, сумели сохранить старые «Метеоры» и пустить несколько самых необходимых пассажирских рейсов. Убыточный не значит ненужный У нас еще капитализм-то не окреп, а уже как от зубов отскакивают фразы, смысла которых большинство произносящих по-настоящему не понимает: «Убыточно — значит, закрываем», «Не рентабельно — значит, не нужно», «Нет дохода — значит, подлежит уничтожению»… И как-то уж слишком быстро поверили мы сладким песням о том, что существования достойно лишь то, что может себя окупить. Но для чего же тогда, извините, существует государственная и местная власти, взимающие налоги? И для чего эти налоги, как не для обеспечения комфортных условий нашей жизнедеятельности? А пассажирский транспорт как раз и является неотъемлемой частью этого комфорта. К счастью, рыбинская исполнительная власть это понимает и не перестает обеспечивать рыбинцев пассажирским транспортом. В 1993 году, когда руководители Рыбинского речного порта впервые стали по-настоящему сталкиваться с трудностями навигации и просить денег у рыбинского бюджета, я с удивлением узнала от бывшего начальника порта Николая Амосова, что богатейшее вроде бы предприятие под названием порт существует… исключительно за счет грузовых перевозок и погрузочно-разгрузочных работ! И весь пассажирский речной транспорт, оказывается, всегда был убыточным и никогда не станет рентабельным. Все убытки, нанесенные пассажирскими перевозками, компенсировались за счет грузовых услуг порта. Страшного в этом ничего не было, ведь Рыбинский речной порт всегда был крупнейшим в Волжском речном пароходстве и по количеству эксплуатируемых судов считался вторым после Нижегородского. А что же с другими пассажирскими перевозками? Последние годы железнодорожники точно так же, как и речники, стоят в коридорах местной и областной администраций с протянутой рукой… А об общественном городском и районном транспорте не стоит и поминать — сплошные убытки. Проблема у всех одна — если жить на собственные средства, то выжить невозможно. Во-первых, настоящую полную стоимость проезда наше неимущее население все равно не сможет оплатить, а значит, сократится пассажиропоток, то на то и выйдет. Во-вторых, львиную долю доходов железнодорожников, автобусников, троллейбусников и речников съедают льготники. И никуда от этого не деться. Ведь на этих видах транспорта как раз и ездят люди небогатые. А они как раз большая часть нашего населения, о которой власти прежде всего и заботятся. Держатся на патриотизме Рыбинский речной порт — явление уникальное. Рыбинские речники — патриоты речного флота. Практически все они выходцы из Рыбинского речного училища имени Калашникова, а это учебное заведение всегда гордилось своими традициями. Юноши на военный манер называются курсантами, и в былые времена они даже жили в казармах и носили красивую, на манер флотской, казенную форму. Училище выпускало специалистов для всего Волжского речного пароходства. Но самые патриоты, естественно, закрепились в Рыбинске. Весь Волжский флот знает Валентина Николаевича Ширяева — старейшего капитана во всем бывшем Волжском речном пароходстве. Сейчас ему 78 лет, и он уже не водит суда, но без речного дела себя не мыслит и потому работает старшим караванной службы. Давно на пенсии по возрасту капитаны Валентин Иванович Лебедев и Валерий Михайлович Наумов, но продолжают трудиться и водят суда. Такие же патриоты шкиперы Александр Александрович Николин и Иван Андреевич Безъязыков… Многие, уходя по возрасту и состоянию здоровья с судов, работают диспетчерами. Скажите, в каком другом деле есть такой патриотизм? А ведь зарплата здесь не так уж велика — в навигацию капитаны и шкиперы получают максимально до двенадцати тысяч рублей. И это со всеми вредностями и ночевками вдали от дома, ведь рыбинские «Метеоры» ночуют в Брейтове. А навигация всего четыре-пять месяцев в году. С осени до открытия навигации речники получают копейки. Но берусь утверждать: рыбинские речники сохранили пассажирские суда и перевозки именно благодаря своему патриотизму. Когда порт стал приходить в упадок, было девять «Метеоров». Акционирование и скупка акций привели к тому, что новый русский хозяин решил пустить суда, да и, пожалуй, весь порт, на металлолом. Пять «Метеоров» были разорваны на железо и проданы как лом! Кроме судов новоявленные капиталисты пустили «под нож» скопленные десятилетиями для ремонта металлоконструкции, запчасти и вообще все, что можно было продать. И вот в такой обстановке рыбинские речники умудрялись латать суда и водить их по Волге. И лишь с приходом в 1999 году нового хозяина НПО «Карелнеруд» разграбление порта было прекращено. Но, к сожалению, таких патриотов на Ярославской земле оказалось не так уж много. Инициатива наказуема Областной город богаче провинциального — это аксиома. А значит, и ярославские речники должны быть богаче рыбинских. Так почему же Ярославский речной порт не пустил в нынешнюю навигацию ни одного пассажирского судна? Как объяснил мне директор ООО «Рыбинские пассажирские перевозки» (предприятие, образовавшееся в результате реорганизации Рыбинского речного порта) Владислав Владимирович Марков, пассажирские перевозки дотируются из областного и местного бюджетов. Согласно договору администрация Ярославской области перечисляет в виде дотаций на пассажирские перевозки средства — в этом году восемь миллионов рублей. И еще один миллион четыреста рублей получает ООО от рыбинской администрации в виде дотаций за пассажирские рейсы внутри округа — от речного вокзала до поселка бывшего Волжского машиностроительного завода. Рыбинск — единственный в области город, где дачники оказались обеспеченными на лето речным транспортом.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page