Пристрелят ли загнанный трамвай

СДЕЛАЛИ ПУГАЛОТихо уходит с ярославских улиц трамвай. Его выживают без лишнего шума. Даже без дискуссий. Как будто так и надо. Уже разбирают полотно самой первой ветки на Большой Федоровской. Уже вагоны выглядят хуже некуда. Вандалы их замарали красками. Отловить бы парочку шкодников да наказать, чтобы другим неповадно было. Нет, не ловят, смотрят сквозь пальцы.

И вагоны не ремонтируют. В салонах сиденья вырваны с корнем через раз. Словно кто-то специально пытается внушить жителям отвратное чувство к трамваю. Так же бросили возиться с рельсами. Пути так разбиты при въезде на «пятерку», например, что того гляди «единица» опрокинется на бок и сдохнет, как обессилевшая лошадь. И по всему пути рельсы гремят как молоты по наковальне. Вот ведь, посмотрите, какой шум поднимает эта колымага, не пора ли ее в металлолом! Такую — конечно, пора! Не случайно в комитете по транспорту и связи мэрии собрали 70 тыс. подписей о ликвидации трамвая. Ярославский трамвай, видимо, не по душе некоторым, раз спешат отправить его на свалку. А на свалку бы надо наплевательское отношение к чуду прогресса, из которого очень постарались сделать пугало. Почти получилось. Страшнее ярославского трамвая только пригородная электричка в окрестностях Урала. Та еще глухомань! В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО Без трамвая и город не город. Так, поселение. Предки не дураки были, знали, что делали. Дотягивали статус Ярославля до нужных высот. Мы вот тут в преддверии юбилея думаем да гадаем, какими мероприятиями значимость свою поднять. Вырываем события из глубины веков. Между тем гордость-то на поверхности. Мы безалаберно к ней относимся. Не видим очевидных вещей в премудрости своей. В 1900 году деды наши пустили электрический трамвай по Ярославлю вперед Москвы и Санкт-Петербурга. Один из первых в России электрический городской вагон поехал у нас! Примечательно, что повсеместно транспорту этому предшествовала конка: вагоны по рельсам тянули лошади. А ярославцы обошлись без лошадиной тяги. Вот уж действительно есть чем гордиться, вот где статус-то зарыт! Своеобразие Ярославля заключается в сохранении заповедной части города со всеми его историческими достопримечательностями, в том числе и трамваем. Об этом и ЮНЕСКО говорит. ОШИБОЧКА ВЫШЛА Как же случилось, что проворонили момент, опустили трамвай — честь и гордость Ярославля — ниже уровня городской канализации? Роковым стал 1968 год, когда волевым решением областной администрации были демонтированы трамвайные пути в центре и на Московском проспекте. Улицы Комсомольская и Первомайская, площадь Подбельского, ныне Богоявленская, поначалу стали вроды бы шире. Величина ошибки обозначилась позже. В жесткие времена ее бы окрестили вредительством. Снятие трамвайного пути привело к напряженным пассажироперевозкам. Где бы прежде справился один трамвай, сегодня требуется от 100 до 200 автомобилей. Постоянные пробки на Московском проспекте и на улицах вокруг Знаменской башни, ставших с наплывом частника тесными, — яркое тому подтверждение. Проблема еще острей с расширением жилищного строительства во Фрунзенском районе. Домов на Соколе все больше, добраться к ним все труднее. А пробиться в день хоккейного матча с площади Богоявленской на «Арену-2000» — задача под силу далеко не каждому. Ветерану-болельщику остается локти кусать. ЖЕРТВА ПОПУЛИЗМА Нехорошую шутку сыграли 90-е годы. Тариф оплаты за проезд был намеренно занижен. При этом затраты трамвайщикам почти не возмещали. Из бюджета поступали крохи. Как гордились тогда власти этим изобретением! «У нас стоимость проезда на трамвае ниже, чем в соседних областях, и остается такой который год!» — били себя в грудь высокие чиновники. Они принесли трамвай в жертву популизма. Откуда было взять деньги на новые вагоны, рельсы, оборудование подстанций. Трамвайное хозяйство окончательно обветшало. Ежедневный выпуск на утвержденные маршруты за последнее десятилетие сократился на полсотни единиц. В 1995-м выходило 134 вагона, а сегодня в строю осталось 84. Круг стремительно сужается. Трамвай пал как загнанная лошадь. В ХЕЛЬСИНКИ ЗВЕЗДОЧКИ НЕ ТОЙ СИСТЕМЫ Дожили до того, что трамвай стал мешать. Появился даже расхожий термин «Кто будет за звездочку платить». Он возник в привязке к строительству гостиниц. Трамвай якобы устраивает дискомфорт. На Свободе, через проезжую часть от трамвайного парка, вырос четырехзвездочный «Ринг-отель». Он возник бок о бок с рельсами. Мэр обмолвился, что на большее количество звездочек отель не претендует по причине трамвайного шума. Владимир Иванович Галагаев выделил 600 тыс. руб. на 120 метров примыкающего участка. Сегодня на эти рельсы можно полюбоваться с мыслью «так должно быть везде». Трамвай скользит мимо «Ринг-отеля» с ветерком. Как в Хельсинки мимо фешенебельного «Президент Палас». Финнам шикарный трамвай только добавляет комфорта. ЛОКТИ КУСАЮТ На этот отрезок пути и равняться бы. Поставить цель — к 1000-летию отделать трамвайчик как игрушку. Вместо этого пошли иным путем. Он уже завел в тупик Ростов-на-Дону, Архангельск, Воронеж, Тверь. Трамвай там ликвидировали, а транс-портных проблем не убавилось. Сейчас схватились за голову в Ростове-на-Дону. Там из 18 маршрутов убрали 14. От автомобильных выхлопов дышать стало нечем. И ростовский мэр нынче заявляет, что город уже может позволить себе такую роскошь, как трата денег на чистый воздух. Ведь трамвай — самый экологически чистый городской транспорт! Автомобили, включая и троллейбус, а также монорельс являются источником концерогенной резиновой пыли, которая образуется при трении шин о дорожное полотно. В монорельсе стираются ролики. Автобус и маршрутное такси попросту отравляют воздух в местах скопления людей. На остановках двигатель дымит как паровоз, особенно когда водитель жмет на газ. Ростову-на-Дону потребуется 390 млн. руб., чтобы возродить утраченное. Там считают решение политическим и не ищут сиюминутной выгоды. Сколько потребуется Ярославлю, пока остается только гадать. Никто не видел финансовых расчетов ликвидации старейшей ветки на Большой Федоровской улице. Между тем ее уже почти уничтожили. Очевидно одно: чем меньше думаем о трамвае сегодня, тем больше денег потратим на него завтра. ЗАПАД СВОЙ ТРАМВАЙ ЛЕЛЕЕТ Европа, на которую так часто у нас равняются, приняла в прошлом году Дрезденскую декларацию. Международный Союз общественного транспорта, объединяющий более 2500 профильных предприятий и организаций из 80 государств, призывает политических лидеров на Востоке понять важность сохранения своих городских рельсовых сетей. Во многих странах Европы в 50 — 60-х годах произошел демонтаж трамвайных путей. Осознание ошибки пришло к городским властям позже и привело через 20 — 30 лет к восстановлению легких рельсовых сетей, но со значительно более высокими затратами. В декларации, в частности, говорится, что «трамвай — единственный вид наземного пассажирского транспорта, который технологически в состоянии обеспечить в зонах плотной городской застройки высокие объемы перевозок при разумных затратах на инвестиции и эксплуатацию», что «социальные тарифы оправданы только в случае их адекватной компенсации». В этом случае выявляется социальная роль трамвая. Им могут пользоваться пенсионеры и студенты, дети и инвалиды — все категории жителей, включая низкооплачиваемых и необеспеченных граждан. А наилучшей стратегией для города, имеющего старую трамвайную сеть, говорится в декларации, является создание политической и финансовой «дорожной карты», которая содержала бы долгосрочные цели развития общественного транспорта и обязывала бы придерживаться избранной транспортной политики. Остался же трамвай в Риме, Праге, Вене. Обычные трамвайные маршруты пользуются популярностью у туристов и рекомендованы путеводителями как «наилучший способ осмотреть самые интересные достопримечательности города». Наиболее показателен пример Сан-Франциско: трамваи стали символом этого города. Когда в городе построили подземку, на главной улице Маркет-стрит оставили трамвайные пути. Там организовали маршрут с использованием старинных трамвайных вагонов со всего мира. И вот под всей протяженностью улицы проходят линия метро и современного подземного трамвая, по самой улице по два ряда троллейбусных линий, а «музейный» маршрут «F» пользуется огромной популярностью у жителей и гостей города и работает круглый год с интервалом в час пик 2 — 3 минуты. БЕЗ ПРАВА НА ВОЗВРАТ Нынешняя транспортная политика Ярославля изумляет специалистов. Ее практически нет, как нет еще нового генерального плана города взамен устаревшего. Например, неплохо было бы заложить специальные устройства под опоры контактной сети в основание нового моста через Волгу. Нет денег сейчас — потом станет втридорога! Трамваю не оставляют ни единого шанса. И на Большой Федоровской пути выворачивают с корнем, до основания. Нет никакой альтернативы с восстановлением. Дальновидно ли это? В феврале приезжали пожилые профессиональные проектанты из Московского института градостроительства. С их слов стало ясно, что исторически сложившиеся трамвайные узлы убирают с лица земли в центральной части, по сути, в никуда. Депо N 3 со Свободы намечено переместить в Брагино, где располагается трамвайное депо N 4. А предполагали во Фрунзенский район. Предлагали же наши транспорт-ники обременить Лужкова строительством трамвайного парка на 100 единиц техники в районе Сокол. Только власти постеснялись, видимо, загружать москвичей. Дали карт-бланш, чтобы не смущать инвестора. Спешат потому, что вот-вот вступит в силу новый Градостроительный кодекс, который уже не позволит, как считают трамвайщики, так бесчинствовать: выселять в чисто поле, как в войну. Пока можно действовать по распоряжению свыше. Скоропалительному проекту возразил только директор МУП «ЯрГЭТ», которого тут же и отстранили, несмотря на «заслуженного» и прочие звания. На территории трамвайного депо на Свободе уже хозяйничает непререкаемый застройщик центра, предполагаемый инвестор. ЗА ЗЕМЛИЦЫ КУСОК Ларчик просто открывался. Трамвай попал под раздачу. Куски земли в центре города всему виной. Их дележ вызывает много вопросов. Еще весной депутаты муниципалитета теребили исполнительную власть на предмет проведения конкурсов распределения муниципального заказа. Депутат муниципалитета Игорь Блохин возражал скоропалительному переносу трамвайного парка. Предлагал тщательнее разработать этот вопрос. Вполне вероятно, говорил он, что депо нужно разместить в ином месте. Только прежде необходимо это место обустроить. И желательно на деньги инвестора. Участок земли в центре города, по мнению депутата-предпринимателя, позволял провести подобную операцию. Сейчас муниципалитет на каникулах, возразить некому. Владимир Ермолин, председатель постоянной комиссии муниципалитета, некогда глава Красноперекопского района города, с сожалением говорит о ликвидации старейшей трамвайной ветки «от Градусова до Большой Мануфактуры». Говорит, хорошо что часть путей от Толбухинского моста и до площади оставили. Все же за трамваем будущее, считает он. Вспомнишь лучшие деньки, когда пять лет назад отмечали 100-летие ярославского трамвая. Виктор Волончунас сказал тогда: «Будем помнить свою историю, бережно относиться к городскому транспорту. Кажется, исчезни сегодня с городских улиц старый добрый трамвай — и Ярославль потеряет частицу своего обаяния». Лучше бы мэр промолчал, что ему померещилось. А то получается, что накаркал. ЕСТЬ МНЕНИЕ Сергей Ястребов, первый заместитель мэра, считает, что депо в Брагине, некогда рассчитанное на 100 единиц и недостроенное, с задачей справится. Ежедневный плановый выпуск, иными словами городской заказ, составляет 72 единицы. С прицепными вагонами их будет 84. Сергей Николаевич подтвердил, что город намерен сохранить трамвай, и уже в этом году в пути вкладывается 21 млн. руб. Требуется значительно большая сумма. Готовится программа развития городского электротранспорта, которая, по словам Сергея Ястребова, в ближайшее время будет представлена депутатам. Владимир Савельев, председатель профсоюзов области, отметил, что городу нужен трамвай современный, комфортный. Чтобы он быстро и бесшумно перемещал людей по городу. А не так, как это делается сейчас. В Брагино из центра и за 40 минут не доберешься. Пока едешь, оглохнуть можно. Грохочущие монстры, по мнению Владимира Егоровича, должны уйти с улиц. Депо N 3 на Свободе, в том виде, как оно есть, надо тоже ликвидировать, считает профсоюзный лидер. В центре города, по его словам, не должно быть такого запустения. «Видимо, нужны большие средства, — ответил Владимир Савельев. — Нужны большие затраты». Что думают об электротранспорте сами ярославцы, ощущают ли они гордость за принадлежность к европейской элите горожан, в чьем распоряжении есть такая роскошь, как трамвай? Ведь неплохо бы в 1000-летие родного града прокатиться с ветерком на раритетном вагоне «Трезвон» по историческим местам. Покруче, чем на булгаковской «Аннушке», будет!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page