Кубенские щуки

Чем притягивает рыболова вологодское Кубенское озеро? В первую очередь почти полным отсутствием конкурентов. Наступает такой момент, когда соревноваться с наступающими на пятки собратьями по увлечению надоедает, очень хочется остаться наедине с рыбой. Чтобы на десятки километров была только она и ты.

СВОИ РОБИНЗОНЫ Безусловно, Кубенское озеро далеко не дикий водоем. Стоянки рыболовов, которые побывали здесь до вас, найти очень просто. Однако в данный момент они безлюдны. А главное, на них все произведенные благоустройства на протяжении многих лет бережно оставлены именно для вас. Робинзон знал, что на его месте обязательно окажутся другие. О них он не забывал ни на секунду. О нагло оставленном мусоре здесь не может быть даже и речи. Во второй половине сентября Кубенское особенно безлюдно. В основном по этой причине мы и отправились на желанное озеро именно в это время. Одну моторную лодку «Обь» везли из Ярославля на прицепе, вторую — планировали взять напрокат у местных жителей. В прошлом году прекрасно оторвались на особо жирном кубенском окуне, нынче душа требовала уже каких-то других ощущений. СПИННИНГ ЗАПРЕТИЛИ Всю дорогу спорили, куда будет направлен основной наш удар. На спиннинг или троллинг? Первый наверняка вернет нас к прошлогоднему, окуневому варианту. Для второго крайне желательно наличие щуки, а ее годом раньше на Кубенском было почему-то не так уж и много. Даже всезнающие местные рыбаки были в этой связи в полном недоумении. Перед высадкой на воду зашли к егерю Леониду Бобкову. Показали ему на карте, где будем разбивать свой лагерь, рассказали, чем планируем заниматься. Леонид Васильевич очень доброжелательно нас встретил. — Молодцы, — говорит, — что доложились, молодцы, а то всякое бывает, а я на вас посмотрел, документы видел, адреса теперь знаю, — и, как бы извиняясь, Бобков добавил. — А насчет вашей рыбалки, вы тут не перестаете спорить, троллинг или спиннинг? Последним на Кубенском озере ловить запрещено. Дорожить можно. Кто запретил спиннинг, почему? Расспрашивать егеря не было времени, торопились засветло устроиться на новом месте. Логики в такой дискриминации, на наш взгляд, никакой не было. Это все равно что финские сети запретить, а китайские узаконить. Однако теперь наш дорожный спор был решен. ЗДЕСЬ НЕ ВОРУЮТ Прошлогодний переход через Кубенское озеро повторять не хотелось, уж слишком непредсказуемо оно и капризно. Буквально из ничего вдруг возникают огромные волны. В такие моменты начинаешь думать только о том, как бы лодка не перевернулась, и на всякий случай уже присматриваешь что-нибудь плавающее, чтобы не уйти на дно до окончания шторма. Исключительно из-за боязни утонуть решили на этот раз спускаться по Уфтюге. В Никольском нас встретил местный участковый. Он всячески отговаривал нас оставлять машины в этом селе. Главный его аргумент — молодежь может слить горючее из бензобака. Приехали в Климовское. Удивительно! По берегам реки стояли лодки прямо вместе с подвесными моторами. Их на ночь здесь даже не снимают. В Ярославской области такого сейчас увидеть невозможно. Местный обыватель не сразу понял, чему мы удивляемся. Пришлось объяснять. — Дык, — начал он с фирменного вологодского словечка, одновременно демонстрируя, что еще кроме мотора они оставляют в лодке, — у нас не воруют, вот прямо здесь и весла оставляем, инструмент, да и сети тоже… Недостающую «Казанку» нашли мгновенно. Безработный Николай настойчиво предлагал взять в придачу напрокат еще и его надежный «Ветерок». У нас был свой, более современный, уже испытанный в самых экстремальных ситуациях, а для второй лодки специально для троллинга — «Джонсон-3,5». НАЙТИ ФАРВАТЕР Солнце садилось за горизонт. Стремительно наступали сумерки. А мы только еще добрались до протоки в Токшинский залив. Размахивая руками и пытаясь перекричать шум наших моторов, дорогу нам перегородил счастливый местный рыболов. Веселье его объяснялось тем, что наконец-то хоть кто-то приплыл в эту глухомань. Местный сломал шпонку на гребном винте. Ругая изо всех сил неизвестные ему мели, он просил помочь. Шпонку ему выдали и еще одну дали в запас. Оказалось, что у него и инструмента для ремонта мотора нет. Помогали уже в темноте при свете фонаря. КАК БОРОТЬСЯ С МЕЛКОВОДЬЕМ Местный проверил мотор, потом его заглушил и поплыл по протоке на веслах. Следовать за ним? Уж больно не хочется заниматься греблей. Пошли под моторами по реке, рассчитывая войти в залив по нормальному фарватеру. Наконец добрались до русла Уфтюги. И тут же сели на мель. Капитально. Груженые лодки не шли даже волоком. Кругом мелководье, а фарватер найти невозможно. Здесь гоняли в прошлом году на полном ходу. А теперь? При лунном свете зловеще смотрятся силуэты огромных камней. Они торчат из воды повсюду. Открылись целые гряды и острова, которых в прошлом году мы не видели. С мелководьем решили бороться по-нашему, по-волжски. Все четверо, не считая двух собак, превратились в бурлаков. Глубокой ночью располагались в своем прошлогоднем лагере. Тогда-то и вспоминали добрым словом робинзонов, которые здесь побывали после нас и усовершенствовали наше стойбище, оставили нам под пленкой сухие дрова, навес, стол, лавки… ВОЛОГЖАНЕ ВЫПИЛИ ОЗЕРО Утром все мысли исключительно о троллинге. Первое — как по мелководью выбраться в озеро? С помощью деревянных приспособлений, изготовленных топором, установили маленькие моторы почти горизонтально. Подобную конструкцию я видел в одном журнале для водномоторников. Теперь с фарватером надо разобраться. В километре от нас у своей лодки на берегу сидел местный житель. Он не отвлекаясь смотрел вдаль, словно погоды у моря ждал. Точно ждал. — Волны большие на озере, сетку с «Казанки» невозможно поставить, — свою неподвижность объяснил местный рыбак. — Вода куда делась? — А это завсегда так в сентябре бывает. Городских жажда мучает. Вологда все пьет, пьет. Иной год Токшу пешком переходим. Местный рыбак помог с фарватером. Всего пару раз нарвались на подводные валуны. Волны на Кубенском действительно оказались большими для «Казанки». Она вернулась на базу. Мореходной «Оби» все нипочем. Не зря ее из дома тащили. РАДИ ЧЕГО ПРИЕХАЛИ Где искать щуку? Нужны перепады глубин. С прошлого года у нас на навигаторе остались подобные точки, но они были окуневыми. Тем не менее на первой же тормознули. Глубина — 2,5 м. Нормально. Продолжаю смотреть на экран эхолота. Так — рыба. Мелкая, а вот и крупная. Явно не окунь. Стоят одиночные экземпляры. Щука. Скорее всего — щука. С двух бортов лодки — трехметровые удилища. За зубастой ушли мой проверенный в подобных ситуациях длинный рапаловский воблер и столь же добычливый двухцветный «Атом». Лодка со скоростью 3 км/час двигается на каменную гряду. Удилище с воблером резко задергалось, но это не поклевка. Кончик спиннинга неазартно успокоился. На мой драгоценный трава села или… Достаю приманку. Ставлю плавающий, почти не заглубляющийся воблер. Прошли перепад глубин. Нет поклевок. Разворот. С разницей в две секунды щуки сели на оба удилища. На следующий день вода подуспокоилась. Наш опыт успешно переняли коллеги на «Казанке». Дорожили с перерывами на еду и сон семь дней подряд. Практика показала, что щука значительно успешнее ловилась, когда лодка пересекала гряду, а не двигалась четко над ней. Поклевки следовали чаще при движении с отмели на глубину. С выбором приманок все обстоит не так однозначно, как с направлением движения лодки. Например, непривлекательно лупящий по придонным камням оказывался в щучьей пасти сразу же после уменьшения скорости движения лодки. НЕТ ТРОЛЛИНГА БЕЗ МОТОРА И вот тут сразу обнажились достоинства и недостатки используемых нами моторов. Двухцилиндровый «Ветерок» мягко, почти бесшумно работал во всех троллинговых режимах. Одноцилиндровый «Джонсон» на скорости около 5км/час вступал в резонанс с корпусом «Казанки». Грохот раздавался страшный. Стоит ли сомневаться, что в такие моменты рыба из-под лодки уплывала в поисках более спокойного места. Без всяких инструментов, одной лишь рукой карбюратор «Ветерка» можно было настроить так, что лодка начинала двигаться со скоростью менее 2 км/час. Столь малые показатели для «Джонсона» были недосягаемы. Двигаться медленнее 3,5 км/час под ним было невозможно. Из положительных качеств «Джонсона»: он потреблял горючего на треть меньше «Ветерка», отлично запускался и не глох в самый ответственный момент. Будь в нем 2 л. с., ему в плане троллинга, возможно, не было бы цены. Сильно заглубляющиеся воблеры мы, естественно, не использовали, но из-за многочисленных ударов о камни были большие потери даже у поверхностных, на попперы поклевок не было. Возможно, потому, что, по нашим наблюдениям, во время нынешней семидневной рыбалки мелкая рыба держалась вполводы. На поверхность ее не выгонял даже окунь, не говоря уже о щуке. ПРАВИЛЬНЫЙ ВОБЛЕР Из-за больших потерь дорогих рапаловских воблеров решил поставить более дешевый Kingfisher. Пришлось выбирать из больших. Меньше десяти сантиметров плохо работали, из-за того что мы применяли шнур толщиной от 0,2 мм и толще и обязательно металлический поводок. Понятно, что такая нагрузка мелким приманкам не давала себя проявить. Они в лучшем случае периодически заваливались набок, а чаще вообще никак не играли. Модель K609 я предпочел остальным в основном из-за ее массивной лопасти. Решил, что такая не должна отломиться. Не ошибся. Этот плавающий воблер в данном случае не уступал рапаловским по уловистости и отлично проработал по камням до самого отъезда с Кубенского. Почему нынче щука вытеснила окуня с его кровных мест? Наверняка из-за того, что упала вода. Щука со своих привычных и добычливых мелководий в поисках пищи пришла в центральную часть озера. Как говорится, нет худа без добра. В мелководье рыба сама в руки идет. На большой воде плавай, как гонщик, по всему озеру в поисках щуки. И нет никакой гарантии, что где-нибудь ее еще и найдешь. Первых пойманных зубастых мы закоптили в этот же вечер. Их желудки были абсолютно пусты. Этим, наверное, и объяснялась их чрезмерная агрессивность в первые дни нашей рыбалки. Под конец нашего похода щука была уже с полными животами и стала более привередлива к приманкам, их игре, приходилось воблеры не просто тащить за лодкой, а поддергивать, отпускать, давать возможность всплыть. Поклевки чаще стали следовать именно в этот момент.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям