А захвата-то и не было

В середине сентября в Ярославле прошла научно-практическая конференция с тревожным названием — «Корпоративные конфликты. Причины возникновения и последствия для регионов ЦФО России». Адрес для такой конференции не случайный: администрацию области беспокоят зачастую неясные процессы в экономике, ведущие, например, к смене собственника на предприятии.

Ахунов ВТОМодные нынче понятия «слияния» и «поглощения» одни называют враждебным захватом с целью легкой наживы, другие — эффективным инструментом реструктуризации предприятий, ведущей к резкому улучшению результатов их деятельности. Истина, как говорится, где-то рядом, и поиски ее ведутся с привлечением всех возможных сил. Одни по привычке черпают их в административном ресурсе, другие уповают на силу закона. И все потому, что истина для всех своя. Здесь у нас действительно серьезная проблема, и масштаб ее выходит далеко за пределы области или федерального округа. И то, как она будет решена, зависит от того, научимся ли мы отделять зерна от плевел в бурных экономических процессах.

Выводы, которые можно сделать по итогам

конференции, обнадеживают. Они сводятся к тому, что для предотвращения недружественных захватов менеджмент крупных предприятий должен выстраивать цивилизованные отношения с акционерами и выходить на финансовые рынки, чтобы ликвидировать несоответствие уставных капиталов акционерных обществ их реальной стоимости. Однако именно такой путь зачастую вызывает протест у самих руководителей компаний. По мнению большинства докладчиков, недружественные поглощения спровоцированы в первую очередь неграмотными действиями менеджмента предприятий. Об этом говорил представитель ТПП РФ Вячеслав Бычков. Руководитель РО ФСФР России Юрий Сизов указал на вопиющие нарушения законодательства в акционерных обществах, в частности, по отношению к миноритарным акционерам. Нежелание менеджеров крупных предприятий выстраивать цивилизованные корпоративные отношения отмечали на конференции многие докладчики.

Проблему цивилизованного подхода к корпоративным отношениям, на наш взгляд, хорошо иллюстрирует конфликт на Ярославском электромашиностроительном заводе — ОАО «Элдин».

НОВЫЙ АКЦИОНЕР ОСТАЛСЯ НЕ ПОНЯТ

История его достаточно известна. Коротко факты таковы. В начале этого года на открытых торгах государство в лице РФФИ продало принадлежавший ему пакет акций завода в объеме 40,2 процента за 127 миллионов рублей. Это была плановая продажа, обусловленная государственной программой приватизации. В торгах участвовало несколько компаний, в том числе и сам завод, поэтому генеральный директор Турсун Ахунов узнал о появлении нового собственника практически в день торгов.

В качестве покупателя на торгах выступила никому не известная фирма «ВестОст-Тревел». Действовала она в интересах реального инвестора ЗАО «Гидромашсервис». В первом же материале, появившемся в «Новостях» телекомпании НТМ 14 февраля, говорилось, что пакет продан «одному из нынешних дилеров завода». Это действительно так. ЗАО «Гидромашсервис» — давний партнер завода. На наш вопрос, что послужило поводом для покупки акций завода, заместитель генерального директора Леонид Гуревич сказал:

— «Элдин» со своей продукцией хорошо вписывается в конфигурацию холдинга, который мы создали. При этом учитывались и сложившиеся деловые связи с заводом, и возможности, открывающиеся для обеих сторон в случае объединения усилий. Так что мы надеялись на взаимный интерес. Этого не произошло. Нам даже было отказано в предоставлении информации, положенной новому акционеру по закону. Имея солидный опыт в корпоративных отношениях, мы предприняли усилия, позволяющие избежать конфликта. Несколько месяцев велись переговоры, в ходе которых руководству завода были предложены различные варианты решения проблемы, применяемые в странах с развитой экономикой. Взаимопонимания добиться не удалось. В результате и сегодня новый акционер реально не вступил в свои законные права по управлению предприятием. К тому же упорное нежелание директора допустить нас к необходимой информации вызывает обоснованные подозрения относительно методов управления предприятием и финансово-экономических результатов его деятельности. Вследствие этого отношения с руководством завода перешли в состояние взаимных судебных исков, то есть возник классический корпоративный конфликт.

ТРЕТИЙ СЫН ГЕНДИРЕКТОРА

Турсун Абдалимович Ахунов — человек в Ярославле известный. К заводу относится в буквальном смысле как к своему детищу. Он так и говорит: «Все знают, что у меня два сына, но есть и третий сын — это мой завод». Быть может, столь эмоциональное восприятие и есть причина позиции директора, которую он занял тотчас же после появления нового акционера? Казалось бы, чем может помешать в управлении заводом новый компаньон, который уже проверен в многолетних торговых сделках. О его деятельности в новом амплуа — управляющей машиностроительным холдингом компании — получить информацию тоже достаточно легко. А может быть, директор завода воспринял появление нового инвестора столь враждебно потому, что уже привык чувствовать себя единоличным хозяином на предприятии?

Как бы там ни было, но сам факт покупки пакета акций сторонней организацией был оценен им как «враждебный захват предприятия». И тотчас же были включены рычаги административного ресурса. Это и понятно. На прошедшей в Ярославле конференции многие указывали на то, что раньше государство воспринималось и как основной инвестор, и, соответственно, как защитник интересов предприятия. Сегодня у государства уже нет доли в ОАО «Элдин», а следовательно, оно и не может вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов иначе как посредством правоохранительных и судебных органов. И только в случае, если на такое вмешательство есть законные основания.

Однако Турсун Абдалимович, как человек многоопытный, знает, что есть буква закона и есть его дух, сила которого в нынешней жизни превалирует и зачастую покоится на силе административного ресурса. По традициям этого жанра начинать надо с инстанций низших и шаг за шагом стремиться к высшим. На сегодня этот круг пройден. Сегодня уже есть и заключение прокуратуры Москвы о совершенно законном приобретении госпакета акций завода фирмой «ВестОстТревел» в пользу ЗАО «Гидромашсервис».

Обвинения в попытке «враждебного» поглощения завода за прошедшие восемь месяцев не нашли никакого подтверждения. Не было создано параллельных органов управления, как это делается при захвате, не было силовых попыток проникнуть на завод — не было ничего, что свидетельствовало бы в пользу выдвинутых обвинений в адрес нового акционера. Однако генеральный директор не теряет оптимизма. Вот и на вышеупомянутой конференции он дал исчерпывающие рекомендации представителям государственных органов: «Тут надо не выступать на конференции, тут надо силовым органам инициаторов, исполнителей брать и отправлять куда надо».

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ:

И ЗА, И ПРОТИВ

На фоне реально существующей в стране проблемы захвата предприятий рейдерами такая позиция Турсуна Абдалимовича имела благодатную почву в администрации области. Спустя всего лишь десять дней после перехода пакета акций к новому акционеру начальник управления экономической безопасности Юрий Данилов квалифицировал ситуацию как «недружественное поглощение предприятия». Он стал первым, кто заявил об этом прессе. В интервью телекомпании НТМ он также пояснил: «Это федеральный пакет. Но как было сделано. Каким способом. Я не побоюсь сказать, что там элементы мошенничества». Как может квалифицировать суд это заявление, имея на руках заключение прокуратуры Москвы о законности сделки — вопрос риторический. Коллеги специалиста по безопасности бизнеса в администрации области занимают более сдержанные позиции. Еще в марте состоялась встреча руководителей ЗАО «Гидромашсервис» с первым заместителем губернатора области Александром Федоровым. Господин Федоров признал на этой встрече законные права нового акционера и положительно оценил предложенный им подход для разрешения конфликта. Однако в дальнейшем этот положительный аспект позиции Александра Германовича на ситуации не отразился.

Заводу нужен крепкий хозяин, считает Лисицын

Конечно, губернатор области Анатолий Лисицын не остался в стороне от конфликта на заводе «Элдин». И не только потому, что он был одним из первых, к кому обратился директор завода. В области 20 тысяч предприятий, и многие из них — лакомый кусок. От деятельности этих предприятий напрямую зависит бюджет региона и, соответственно, благополучие наших граждан, особенно в социальной сфере. К тому же губернатор давно знает Турсуна Абдалимовича как крепкого руководителя и потому не мог не прислушаться к его просьбе. Однако с выводами не спешил.

— Во-первых, действовать я могу только по закону, — сказал он нашему корреспонденту, — а в этой ситуации закон не требовал моего вмешательства. Турсун Абдалимович высказал свои опасения. Каждый имеет право делать прогнозы, но мы должны реагировать на реалии. Опираясь на факты, я могу сказать, что действия нового акционера с момента покупки им акций завода и по сей день соответствуют законодательству. К тому же ЗАО «Гидромашсервис» — компания достаточно известная, со сложившейся биографией. Добившись серьезных позиций на обширном рынке России и ближнего зарубежья, вот уже несколько лет она направляет прибыль от торговли в инвестиции.

При этом на заводах, акции которых она покупает, устанавливаются четкие приоритеты: модернизация производства, разработка и выпуск новой продукции, которая по своим качественным параметрам конкурентоспособна в борьбе с мировыми аналогами. Следует отметить, что важной частью планов преобразования предприятий холдинга является социальная составляющая. По информации, которую мне предоставили, в созданный ЗАО «Гидромашсервис» промышленный холдинг «Гидравлические машины и системы» входят не только заводы, но и научно-исследовательские и проектно-конструкторские коллективы, то есть можно сказать, что создано новое научно-производственное объединение. И это хорошая иллюстрация того, чем занимается новый для ОАО «Элдин» акционер. Я уже не раз говорил, что задача администрации области — способствовать привлечению инвесторов в промышленный сектор, на передовые предприятия. В данном случае инвестор сам пришел на завод, значит, наша задача, если это реальный инвестор, — не мешать, а помочь разрешить проблему.

— Именно это побудило вас провести встречу с директором завода и новым акционером?

— Я пригласил конфликтующие стороны прежде всего для того, чтобы напомнить им, что они обязаны осознавать свою ответственность перед людьми, которые работают на этом заводе, перед их семьями, которые напрямую зависят от результатов его деятельности.

— А как вы оцениваете нынешнее состояние завода?

— Сегодня оно вполне благополучное на фоне общей отсталости в машиностроительной отрасли. Но это на фоне… А если рассматривать объективные показатели, то, на мой взгляд, есть тревожные нюансы. В прошлом году, например, чистая прибыль завода составила всего около пяти процентов от выручки. Может в такой ситуации завод развиваться и проводить модернизацию оборудования за счет собственных средств? Нет. Да и выгодные кредиты с такими показателями не дадут. Разве что под залог самого завода.

В прошлые времена в общем объеме выпускаемой заводом продукции была мощная экспортная составляющая. По признанию самих заводчан, в последние годы завод уступает свои позиции на внешних рынках: в Австралии — китайцам, в Европе — ведущим западным производителям: Siemens, ABB и другим. После вступления России в ВТО эти компании на равных условиях придут и на наш рынок. В этой ситуации заводу нужно немедленно начинать техническое и технологическое переоснащение. И здесь нечего уповать на то, что по примеру Китая на перевооружение завода государство начнет давать безвозмездные субсидии. И тем более нельзя тратить силы и средства на судебные тяжбы ради удовлетворения собственных амбиций. В начале года на завод пришел сильный, эффективный и весьма нужный ему инвестор — эта простая мысль должна помочь конфликтующим сторонам найти компромиссное решение и начать отношения с чистого листа. Этот год для серьезных инвестиций уже потерян, нельзя терять и следующий. Заводу нужен крепкий хозяин, а не воюющие акционеры. Надо договариваться.

— Ну а если они так и не договорятся?

— Учитывая сказанное ранее, можно с уверенностью утверждать, что это еще более осложнит будущее завода, и в конечном итоге мы его можем потерять. Чтобы этого не случилось, кому-то придется уйти, продав свой пакет акций по рыночной цене. Так что договариваться акционерам надо в любом случае: либо о совместном управлении заводом, либо о выходе из бизнеса одного из них путем продажи своего пакета другому. Третьего не дано.

НОВЫЙ ПУТЬ НАЧИНАЕТСЯ

С КОМПРОМИССА

Если рассматривать варианты купли-продажи акций, то для будущего завода определяющим фактором является способность акционера, ставшего единоличным владельцем, инвестировать в ближайшее время средства для модернизации производства. С этой точки зрения ЗАО «Гидромашсервис», как более мощная структура и в экономическом, и в финансовом плане, для завода более предпочтительно. Но очевидно, что вариант совместного владения заводом и управления им посредством единой управляющей компании является еще более предпочтительным.

Пути решения корпоративных споров достаточно известны и позволяют обеспечить защиту интересов обеих сторон. Вот алгоритм одного из таких решений, предлагавшихся инвестором заводу, по версии Леонида Гуревича.

— Наше противоречивое и несовершенное законодательство в сфере акционерного права и ценных бумаг определяет лишь границы правового поля, но внутри его акционеры могут сами найти взаимоприемлемые решения. Как показывает опыт, любое акционерное отношение сопровождается перманентным конфликтом между управленцами. Тем более этот конфликт неизбежен, если управленец также является акционером, да еще и с контрольным пакетом акций, как это произошло в нашем случае. В странах с развитой экономикой давно разработан механизм решения этой проблемы. Крупнейшие акционеры консолидируют свои пакеты и создают юридический механизм, который позволяет разрешать любые конфликты между ними. Такой пакет акций позволяет реализовывать любой бизнес-план, включая необходимую реструктуризацию, так как на его базе можно создать механизм солидарного осуществления инвестиций в развитие предприятия в необходимых объемах. Консолидация акций также позволяет значительно увеличить рыночную цену совокупного пакета по сравнению с ценой каждого пакета в отдельности, что облегчает доступ к финансовым ресурсам.

Все это азбучные истины развитых экономических отношений, скажет продвинутый читатель. Однако новый путь всегда начинается с азбуки. Мы умели и умеем руководить производством. Теперь нужно учиться управлять капиталами.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page