Больной цыпленок табака

Еще в прошлом году россияне злорадно усмехались, прослышав об очередном случае коровьего бешенства или птичьего гриппа, приключившемся где-то там, за тридевять земель. Мол, так им, зажравшимся иностранцам, и надо, а то уж сильно нос задирают. Не злорадствовать бы нам, а репу чесать на предмет того, как оградить свою державу от новой напасти. Но мы, как всегда, ждали жареного петуха, клевок которого в известное место один только и властен подвигнуть русского мужика на какие-либо прогрессивные телодвижения. Правда, на этот раз петух оказался не жареным, он загрипповал.

ПТИЧИЙ ГРИПП БЛЕДНОЛИЦЫМ НЕ СТРАШЕН

Пока птичий грипп шагал по странам Востока, в России с присущей нашей душе сострадательностью относились к каждому случаю заболевания человека этой заразой. И случаи-то были единичные, однако мы скрупулезно отслеживали каждого заболевшего, вплоть до его подробной биографии. Но когда в июле этого года птичий грипп начал победное шествие по просторам нашей необъятной Родины и за два месяца достиг центральных регионов, сострадание наше резко пошло на убыль. Вирус птичьего гриппа как-то странно мутировался и перестал угрожать человеку. Вместо ответа на закономерный вопрос — а почему же там, за кордоном, люди все-таки подвергались этой тяжелой болезни? — в России стали муссировать сногсшибательную версию о том, что вирус птичьего гриппа поражает лишь людей разноцветных, но никак не бледнолицых.

Напомню статистику. В мире зарегистрировано 112 случаев заболевания людей птичьим гриппом, 57 из них с летальным исходом. Все они приключились во Вьетнаме, Таиланде, Камбодже и Индонезии. В октябре этого года получили подтверждение случаи заболевания человека птичьим гриппом в Китае и в Австралии. Переносчиками этой заразы единогласно была признана перелетная, чаще всего водоплавающая птица.

ХОРОША ЗАЩИТА, НЕЧЕГО СКАЗАТЬ

Сказать о том, что мы совершенно не реагировали на птичий грипп, было бы неверно. В начале прошлого года все российские регионы получили циркулярные письма за подписью руководителя ветеринарной службы России Евгения Анатольевича Непоклонова, в которых были четко означены профилактические мероприятия, направленные на предотвращение птичьего гриппа. Согласно этим мерам все птицефабрики обязаны были еже-квартально отсылать пробы крови своих птиц на анализ в Тверскую межобластную ветеринарную лабораторию. Причем касалось это не только подотчетной птицы, но и синантропной, то бишь находящейся вблизи от нее. Проще говоря, должны были быть обследованы воробьи, голуби, вороны и прочие постоянные обитатели наших мест. Что такое один раз в квартал, если всего за два месяца, начиная с июля этого года, птичий грипп прошел по Новосибирской области, Алтайскому краю, Омской, Тюменской, Курганской областям и достиг Тульской. Похоже, в условиях российских просторов эта мера оказалась малоэффективной.

Предусмотрено в вышеозначенном письме и ужесточение контроля за обслуживающим персоналом птицефабрик, и без того работающим в закрытом режиме. Колеса всей техники, въезжающей на территорию птицефабрики должны обрабатываться специальным дезинфицирующим раствором. Работники при входе на фабрику обязаны полностью переодеваться в рабочую одежду, также проходящую ежедневную сан-обработку. Ведь если верить тому, что человек от птицы не может заразиться птичьим гриппом, то получается, что не курица представляет угрозу для нас, а мы для курицы. Однако и с этой якобы ужесточенной мерой вышел прокол. Заболевание птицы гриппом в Курганской и Тульской областях произошло не на частных подворьях, а в специализированных хозяйствах, то бишь на птицефабриках. И поплатились за нашу халатность своими жизнями сотни тысяч кур. Причем в Курганской области не было обнаружено ни одной перелетной птицы, заболевшей птичьим гриппом. Откуда он взялся — остается только гадать.

На сегодняшний день единственной защитой от птичьего гриппа, которую могут предложить нам отечественные ученые, является уничтожение всех инфицированных птиц. Хороша защита, ничего не скажешь! Если мы и дальше будем так защищаться, то как бы нам вообще не остаться без куриного мяса и яиц.

ЦЕНА КУРИНОГО ФАКТОРА

От Тульской области до Ярославской рукой подать. А ведь у нас имеется в наличии 13 птицефабрик, в которых около 4 млн. кур. Однако ярославцы настроены весьма оптимистично. И даже более того. Мы вообще делаем вид, что птичий грипп — это что-то ирреальное. В странах Западной Европы, где этой птичьей напасти пока не зафиксировано, народ весьма настороженно стал относиться к любому полуфабрикату из птицы. От такой настороженности покупательский спрос на птицу упал, а значит, упали и цены. А раз упали цены, то взволновались производители птичьей продукции.

У нас же по этой части все спокойно. На прилавках куриных деликатесов видимо-невидимо. И не только родных, ярославских. Куриные полуфабрикаты из Калининграда, Владимира, Вологды, Иванова, Костромы, Сергиева Посада да еще плюс Америка с Бразилией. И цены не скажешь чтобы низкие. Так, яйцо не упало нынче в цене даже в летний период. Десяток приличных яиц стоит 24 — 26 рублей. Цена одного килограмма рыбинского бройлерного цыпленка уперлась в сто рублей. В цене даже такой мусор, как куриные лапы. Один килограмм этого бросового товара стоит 23 — 25 рублей.

В общем, ценовой расклад говорит о том, что на курином фронте у нас полный порядок. У куриных прилавков покупателей не убывает, продавцы не жалуются на спад потребительского спроса на мясо курицы. Видя такое обилие куриного товара, я поняла, почему чиновники местного уровня столь уверенно и единогласно заверяли меня в том, что в Багдаде все спокойно. Нам, а им и подавно, есть что терять. Ни в какое сравнение не идет цена человеческого фактора с ценой куриного. Цена куриного значительно перевешивает. Даже представить страшно, какие баснословные убытки обрушатся на экономику области, если вдруг, подобно западным перестраховщикам, ярославцы откажутся от покупки куриного мяса. Мы не настолько богаты, чтобы уничтожать такое количество денег во имя безопасности одного-двух своих соотечественников.

Оно, конечно, чего паниковать, если ученые утверждают, что вирус птичьего гриппа, прекрасно переносящий глубокую заморозку, в течение секунды погибает при высоких температурах. Так что есть можно даже зараженную птицу. Может быть, и можно, но как-то не тянет. Тем более что вирус птичьего гриппа в послед-нее время переживает ряд мутаций, и до чего он там домутируется в моем животе, конечно, никто мне достоверно не скажет. И если даже жертвой птичьего гриппа в России окажется один человек, то ведь этим одним могу быть и я. А это меня не устраивает.

ПРИЗРАК В ВИДЕ ГОЛУБИНЫХ ТРУПОВ

Мало утешает и то, что к весне следующего года обещают выработать отечественную вакцину против птичьего гриппа. Кто поручится в том, что за этот период болезнь не обретет какой-либо новой формы. Ведь те же самые ученые, которые оптимистично уговаривают меня есть зараженную птичьим гриппом курицу, утверждают, что с момента наблюдения за птичьим гриппом, то есть с 1997 года, вирус его стал более заразным, что источник заражения и пути распространения вируса на сегодняшний день не определены, и это делает ситуацию с распространением вируса практически неконт-ролируемой.

Не очень-то вяжется их оптимизм с такими отнюдь не оптимистичными заключениями. Как бы не пришлось нам через несколько лет сказать, что единственным способом защиты человека от птичьего гриппа является уничтожение всех инфицированных людей. Ведь о птичьем гриппе говорят уже не как о простой локальной эпидемии, а как о пандемии, то есть о масштабной международной угрозе, предотвратить которую человек пока бессилен.

Хотя наша область еще не подверглась птичьей заразе, однако призрак ее уже бродит. С лета этого года в Ярославле стали в большом количестве падать голуби. Причем, замечает народ, такие матерые любители падали, как вороны, извест-ные своим отнюдь не птичьим умом, обходят стороной голубиные трупики. В городском комитете ветеринарии заверили, что знают о голубиной чуме, павшую птицу исследовали и вируса птичьего гриппа в ней не нашли. И на том спасибо.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page