Как ростовская церковь оказалась в плесе

На автобусной остановке в селе Ильинском Ивановской области спрашиваю пожилого мужчину:
— Скажите, что за церковь рядом, за деревьями?
— Да вроде как во имя Николая Угодника.
— А кто архитектор такого интересного деревянного храма-новодела?
— Рубили сруб мастера из села Анькова, а по чьей задумке — не знаю. Помню, была деревянная в селе Билюкове, что в трех километрах от Анькова, только в 80-х годах ее разобрали по частям и увезли. Прошла молва, что церковь возвели на высоком берегу Волги.

Н

Данная надпись требует исторической справки: село Билюково некогда входило в состав Ярославской губернии, а с 1929 года отошло к Ивановской.

Почтовые карточки имели хождение не только в России, но и за рубежом. Следовательно, деревянный сказ имел в мире известность.

По своей объемно-планировочной композиции Воскресенская церковь села Билюкова представляет собой вполне сложившийся тип древнерусской деревянной церкви, называемой клетской. Основу церкви составляет клеть — четырехугольный сруб. Клеть покрыта высокой двускатной клинчатой тесовой кровлей. В конек встроена спокойная по своему профилю луковичная главка с крестом. С востока к четверику примыкает пятигранная алтарная апсида, покрытая тесовой кровлей. С запада к собственно церкви пристроена колокольня. Она небольшая, представляет собой низкий восьмерик на четверике, крытый гранитным шатром с миниатюрной главкой. Все строение обито тесом.

Архитектура этой церкви чисто русская. Если отнять от нее алтарь, главку и колокольню, то выйдет настоящая изба. Этот аргумент подтверждает ее древность. Воскресенская церковь, несомненно, является памятником самобытным и оригинальным.

Десятки деревянных церквей, колоколен и часовен ныне реставрированы. Некоторые перевезены в музеи под открытым небом. Первые деревянные церкви на Руси были именно клетскими, сейчас их единицы. В основном шатровые да ярусные, появившиеся у нас позднее.

Храм на протяжении трех веков периодически ремонтировали и даже реконструировали. Так, с целью сохранения постройки, вероятно, в 1906 году была упразднена обветшалая колокольня. Церковь без нее приобрела более скромный архитектурный вид.

Искусствоведы и любители живописи не могли не заметить сходства Воскресенской церкви села Билюкова и церкви на картине Исаака Левитана «Над вечным покоем».

Подлинного расцвета талант мастера «пейзажа-настроения» достиг именно в Плесе. Свой первый этюд в этом городе художник написал на Петропавловской горе, ныне называемой горой Левитана. На этом этюде можно заметить кресты древнего погоста на вершине горы, а рядом деревянную церквушку Петра и Павла, которая сгорела в 1903 году. Левитан изобразил ее и на этюде «Церковь в Плесе». Эта же церковь нарисована и на картине «Над вечным покоем».

Среди памятников архитектуры не бывает двух одинаковых. И тем не менее нельзя не заметить сходства левитановской церкви с церковью из Билюкова. Возможно, это и дало толчок к тому, что в 1981-м Воскресенскую церковь разобрали, по бревнышку перевезли в Плес и восстановили на горе Левитана.

Конечно, жаль, что наша красавица покинула родной уголок. В то же время мы не можем не гордиться тем, что ею любуются теперь не только русские, но и многочисленные иностранные туристы, что подобная церковка вдохновила великого художника на создание живописного шедевра, вошедшего в сокровищницу отечественного и мирового искусства.

адо же, словно по заказу его величество случай напомнил о фотографиях, воспроизведенных на двух старинных открытках 1904 года из моей коллекции. На одной из них вид с южной стороны сказочного деревянного храма с фигурами людей и надпись на лицевой стороне: «Окрест. Ростова Великаго. Церковь въ с.Билюковъ, построена въ 1699 г., до реставрации 1906 г.». А на обратной стороне: Почтовая карточка. CARTE POSTALE. изд. Д. А. Иванова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page