Кому адреналина не хватает

Только месяц в Ярослав-ском цирке новая программа «Львы Африки» под руководством народного артиста России, лауреата национальной премии «Циркъ» Николая Сквирского.
Николай оказался очень интересным собеседником, обожающим своих питомцев, способным говорить о них часами.

ХОРОШО БЫТЬ САМЦОМ

Львы живут семьями. Как и в человеческой ячейке общества, роли у них распределены. Царями зверей грозные хищники названы не случайно. Но, по мнению дрессировщика, это гордое звание больше подходит самцам. Основные обязанности главы семейства — охрана территории и участие в размножении. Охота — обычно удел самок. «Если достаточно пищи и женщин, зачем дергаться? — смеется дрессировщик. — Лев целый день может просто валяться, ничего не делая. Попробуй такого заставить работать на арене!»

Сила львиного удара хвостом — 200 кг. Но основное их оружие не хвост, не клыки, а когти. Одним ударом гривастый вспарывает брюхо добыче. Легко может перепрыгнуть через 4-метровый забор с 200-килограммовой тушей в зубах.

КРОВЬ КАК ИЗ БРАНДСПОЙТА

На клыках и когтях у львов скапливается трупный яд. Если даже ненароком цапнет царь зверей человека — заражение крови практически обеспечено. «Два раза из-за этого мне чуть руку не отняли, — вспоминает Сквирский. — У других дрессировщиков, работающих со львами, бывали и смертельные случаи… Издержки нашей профессии — мы все порваны. Я два раза был ближе к смерти, чем к жизни, получив несовместимые с жизнью травмы. Клык на 4 см вошел в пах, повредив артерию, кровь била как из брандспойта. Все мы зашиты-перешиты. Встречаемся — первый вопрос: сколько швов прибавилось? 112 — меньше-больше».

Николай Сквирский — из цирковой династии, и жена, и дети его тоже работают на манеже. Сначала был акробатом: «Тоже сложные трюки исполнял, падал, ломался». Четверть века дрессировал львов один, теперь вместе с дочерью Надеждой, она уже заслуженная артистка России.

Нюансы работы дрессировщика: назначено представление — как бы себя ни чувствовал, в нужное время обязан услаждать глаза зрителей. Замены просто быть не может. Приходилось Николаю выступать и с загипсованной рукой, и с воспалением легких. «Температура 40, чуть сбил — и на арену».

И ЛЬВЫ В САМОЛЕТАХ ПОГИБАЮТ

С Ярославлем у Сквирского связаны грустные воспоминания — в 1998 году здесь пал замечательный лев Симба. А год спустя и в Саудовской Аравии горе случилось — львы в самолете погибли. Возвращался аттракцион с гастролей. Жарко, не было вентиляции, очень долго пробыл самолет под солнцем из-за всевозможных таможенных дел.

Пришлось новых хвостатых артистов покупать. А дело это ох какое непростое. Во всем мире, по словам дрессировщика, это умирающий жанр. Купить можно только рожденных в неволе в третьем поколении. В России идет вырождение львов из-за смешивания родственнных кровей.

ЗА НОЧЬ ШЕРСТЬ ОТРАСТАЕТ

В аттракционе Николая Сквирского восемь львов. К нашим морозам и вечным перепадам температур они давно адаптировались. Прохладу лучше жары переносят — тогда больше двигаться приходится. Еще одна отличительная особенность этих хищников: когда внезапно холода наступают, шуба у них на глазах вырастает. «Даже страшно, — рассказывает Николай, — вечером лев обычный, а утром заходишь — весь в шерсти».

Весят львы Сквирского до 250 килограммов. Кормовая норма в день для каждого — 6 кг говядины, полкило птицы, одно яйцо, пол-литра молока, постное масло и морковь плюс куча минеральных добавок и витаминов.

И вкусы, и «морды лица», и характеры у четвероногих артистов абсолютно разные. Есть звери коварные, вероломные, есть мягкие. Вот Артур, например, несмотря на вес в четверть тонны, очень добрый и ласковый. Львенком Николай его очень баловал. 50-килограммовый котенок любил всей своей тушей плюхнуться на дрессировщика: мол, гладьте меня. И сейчас никак от этой привычки не отвыкнет: 250 кг — плюх на Николая.

Но Сквирский всегда помнит, что со львами нельзя расслабляться: это самые грозные суперхищники, перед которыми человек бессилен.

ЭТО НЕ ПОДСТАВА

И напоследок Николай Сквирский рассказал о широко разрекламированном трюке вхождения любого зрителя в клетку: «Это не подстава. Лев нормальный, я к нему близко не подхожу, он не очень контактный. Перед трюком говорю зрителям: «Нужен только один человек, желательно тот, кого не жалко». Думают, хохма цирковая, сейчас клоун выйдет, повеселимся. А когда видят — это все на самом деле, у многих мужчин руки трясутся. У меня, кстати, тоже, когда за ними в клетку захожу. Так что кому адреналина в крови не хватает, милости просим на представление!»

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page