Пенсионная реформа: кто виноват и что делать

Чем, если не провалом реформы, следует считать предложение Минздравсоцразвития частично отказаться от накопительного элемента к 2013 году и использовать средства, направленные на накопительную часть пенсии, для покрытия дефицита Пенсионного фонда?

РЕФОРМА УЩЕМИЛА НЫНЕШНИХ ПЕНСИОНЕРОВ

Основной идеей реформы был переход от распределительной к накопительной пенсии. Однако такой переход изначально был обречен на неудачу изза возникновения так называемого эффекта двойного бремени, когда из того же объема пенсионных взносов надо одновременно платить пенсии нынешнему поколению пенсионеров и накапливать средства для будущих. Переход к накопительной пенсионной системе возможен либо через увеличение пенсионного тарифа (единого социального налога), либо через сокращение пенсий нынешним пенсионерам. Реформа пошла по пути снижения уровня пенсий нынешних пенсионеров.

Во всем мире сравнивают среднюю пенсию со средней заработной платой и определяют коэффициент замещения на сколько процентов пенсия компенсирует (замещает) утраченный заработок. Коэффициент снизился в России с 32 процентов на момент начала реформы (2001 год) до 25 на настоящий момент.

На следующий год запланировано еще большее снижение, поскольку предусматривается, что индексация пенсий будет меньше, чем рост заработной платы. При этом ряд международных конвенций предписывает странам соблюдать определенный минимальный уровень соотношения пенсий и средней заработной платы. Так, конвенция N 102 Международной организации труда предусматривает 40процентное замещение пенсией утраченного заработка.

Соотношение работающих и пенсионеров у нас 1,8:1. Отчисления от единого социального налога, идущие на пенсии, составляют сегодня 20 процентов. С учетом дотаций из федерального бюджета Пенсионному фонду двое работающих содержат у нас одного пенсионера. Средняя пенсия должна составлять как минимум 4800 рублей. А у нас 2820.

Почему же она ниже минимального порога справедливости? Во­первых, часть поступающих в Пенсионный фонд денег 110 миллиардов в год отвлекается на накопительную часть пенсии будущих поколений. Во­вторых, Пенсионный фонд очень много тратит на собственное содержание. По зарубежным нормам на собственное содержание фонда на единицу пенсии (допустим, 1 доллар) расходуется 0,37 пенса. А у нас на рубль 3,7 копейки, то есть в 10 раз больше!

ОБМАНУЛА МОЛОДЫХ…

Доходность накопительной части пенсии оказалась ниже инфляции. В 2004 году инфляция составила 11,7 процента, средняя доходность около 7,33 процента. При этом около 1 процента от дохода уходит на обслуживание самой системы в Пенсионном фонде и в государственной управляющей компании. В 2005 году доходность несколько превышала уровень инфляции, однако с учетом расходов на обслуживание доход был меньше инфляционных потерь. В текущем году при планируемой инфляции 9 процентов доходность по размещению накопительных пенсий составит 5,4 процента. Следовательно, и молодым нашим гражданам 1967 года рождения и младше пенсионная реформа не обещает ничего хорошего. Когда они выйдут на пенсию, их пенсионный капитал обесценится так же, как и сбережения их бабушек и дедушек.

… И ПРИВЕЛА

К УРАВНИЛОВКЕ

Обесценение пенсионных накоплений молодых и ухудшение положения нынешних пенсионеров это не все проблемы пенсионной реформы. Среднее поколение, граждане старше 1967 года рождения, не имеют накопительной части пенсии и делают отчисления на страховую. Разделение пенсии на страховую и базовую части искусственное. Разумного объяснения этому найти невозможно. Оно позволяет искусственно занижать расчетный пенсионный капитал. Например, вы платите 20 копеек в Пенсионный фонд с каждого рубля заработной платы, а страховую пенсию вам считают, исходя из того, что вы заплатили лишь 14 копеек. Шесть копеек рассматриваются как единый социальный налог и поступают в федеральный бюджет.

Пенсия, конечно же, должна зависеть от заработка и стажа. По страховым периодам, которые имели место до 2002 года, недоучитывается стаж и фактически перечеркиваются все заработки, превышающие среднюю зарплату по стране на 20 процентов. При этом правительство уже несколько лет упрямо отказывается менять что­то в формуле расчета пенсий по периодам до 2002 года. Однако у всех пенсионеров и у тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие 10 15 лет, основная часть трудовой биографии пришлась именно на период до 2002го. Ничего не менять значит, обрекать основную часть пенсионеров на нищенскую пенсию, которая не зависит от стажа и заработка.

Не лучше обстоит дело и со страховыми периодами после 2002 года. Причем это касается как нынешних пенсионеров, так и будущих. С начала реформы, с 2002 года, страховая часть пенсии (которая хоть как­то зависит от стажа и заработка) проиндексирована в два раза, базовая часть (которая для всех одинакова) в 2,35 раза, а среднемесячная заработная плата выросла в 2,81 раза. Это означает, что обесценение страховой части пенсии по отношению к заработной плате составило 1,4 раза. Легко просчитать, что нынешний

30летний гражданин, выйдя через 30 лет на пенсию, может рассчитывать на страховую пенсию, замещающую лишь 7 процентов от его заработка. Таким образом, недоиндексация страховой части пенсии не только вводит уравниловку для нынешних пенсионеров, но также обесценивает их взносы в пенсионный капитал. Так есть ли стимул у работающего населения получать легальную заработную плату и платить с нее налоги и взносы?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Что нужно сделать, чтобы изменить положение вещей в лучшую сторону? Сама идея, что государство будет принудительно изымать у граждан часть денег, осуществляя их размещение и накопление, порочна. Государство вкладывает их в государственные бумаги, процент по ним все равно платится из федерального бюджета, это просто круговорот денег в природе.

Пенсионная система должна работать на основе договора поколений: пенсия платится из налогов и взносов. Соотношение работающих и пенсионеров, умноженное на пенсионный тариф, умноженное на среднюю заработную плату, задает средний уровень пенсий.

А накопительная часть пенсии должна быть не принудительной, как сейчас, а добровольной. Государство должно создать условия, чтобы накопленные средства освобождались от налогов, чтобы был обеспечен надежный контроль над негосударственными пенсионными фондами. Тогда тот, кто хочет, будет накапливать через систему негосударственных пенсионных фондов. А те, кто не верит пенсионным фондам, будут вкладывать в образование своих детей или копить на квартиру и т. д.

Отказаться от накопительной системы все равно придется, и сделать это нужно как можно скорее.

Необходимо принять пакет законов, обеспечивающих ликвидацию целого ряда несправедливостей в отношении нынешних пенсионеров и направленных на постепенное доведение среднего значения пенсий до 40 процентов на первом этапе, на последующих до 60 процентов от средней заработной платы. Следует иметь в виду, что ситуация с выплатой пенсий ныне живущим пенсионерам будет усугубляться по мере того, как на пенсию будут выходить люди, не относящиеся к льготным категориям. Необходимо немедленно пересмотреть условия переоценки пенсионных прав по периодам, имевшим место до 1 января 2002 года. Необходимо вернуть при расчете пенсий учет нестраховых периодов (учеба в вузе, уход за ребенком, северный стаж и т. п.), а также увеличить коэффициент учета заработка по отношению к средней заработной плате по стране с 1,2 хотя бы до 2,0, а для работавших на Крайнем Севере и занятых на тяжелых и вредных работах до 2,8. Нужно также пересмотреть нормы закона, определяющие порядок индексации страховой части пенсии и соответствующего расчетного пенсионного капитала. Необходимо жестко привязать размеры индексации пенсий к росту средней заработной платы.

И делать это надо как можно скорее. Люди, которые своим трудом создали богатство страны, должны быть социально защищены.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page