Революция на крови

Какой «славной» даты мы себя лишили! Если бы не августовские события 1991 года, то сегодня мы с гордостью принимали бы повышенные трудовые обязательства по достойной встрече 90-летия Великой Октябрьской социалистической революции!

Помните призывы ЦК КПСС к очередной годовщине революции? Слава Великому Октябрю! Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза руководящая и направляющая сила советского общества! Труженики страны! Настойчиво повышайте производительность труда! Используйте для этого все резервы в каждом коллективе, на каждом рабочем месте! Под знаменем Ленина, под руководством Коммунистической партии вперед к победе коммунизма!..

«Октябрь поистине звездный час человечества, его рассветная заря, говорил 20 лет назад Михаил Сергеевич Горбачев. Октябрьская революция это революция народа и для народа, для человека, его освобождения и развития».

… При знакомстве в архивах с хроникой первых лет советской власти в Ярославской губернии порой встают волосы от описания того, что у нас происходило. Первые декреты Совета народных комиссаров буквально поставили голодную, нищую, погрязшую в войне страну на дыбы, но порядка больше не стало. Вот только несколько попавших в прессу примеров.

23 апреля 1918 года крестьяне деревни Кормилицино увидели в чайной посетителя, который якобы когда­то грозился их убить. На самом деле это было так или они просто решили свести с ним счеты осталось за кадром. Не долго думая крестьяне вывели незнакомца на улицу и устроили самосуд. Без суда и следствия они приказали находившемуся рядом милиционеру Васильеву убить недруга. Милиционер под угрозой насилия застрелил неизвестного. Как потом сообщили «Известия Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов» в заметке «Самосуд», убитый оказался гражданином Даниловского уезда Павлом Ивановичем Сосиным.

Самосуды были лакмусовой бумажкой в становлении новой власти. На следующий день, 24 апреля, кровавая драма разыгралась во дворе фабрики Ярославской Большой мануфактуры.

Бывший красногвардеец Иван Миронов зашел в квартиру комиссара 5го участка Ярославля и, выпив принесенный с собой флакон одеколона, занялся чаепитием. В это время к женщине, проживавшей в той же квартире в качестве прислуги комиссара, заглянул ее брат. Войдя в квартиру, Акимов поздоровался с сестрой и присутствовавшим здесь же Мироновым. Миронов спросил у женщины, мол, кто это такой. Акимова ответила, что это ее брат.

Таких братьев много! заявил бывший красногвардеец и вынул револьвер. Вот мой брат!

Увидев револьвер, женщина испугалась и выскочила на улицу. Через несколько минут она услышала выстрел, а когда вбежала в квартиру, увидела своего брата Акимова убитым на полу, а возле него с револьвером стоял Иван Миронов.

Убийцу тут же арестовали, но когда повели в Коровники, за фабрикой на него неожиданно набросилась толпа рабочих и устроила самосуд. Били его чем попало, и вместо Коровников убийцу пришлось везти в земскую больницу, где на другой день он скончался.

Весело жила и деревня. В заметке «Плохой пример» ростовская газета от 31 августа 1918 года рассказала о том, как в Скнятиновской волости жители села Климатина после октябрьского переворота выселили из усадьбы своего помещика Кайдалова, а в его доме открыли начальную школу. Прилегающий к дому флигель был использован ими как общественная чайная. Но, увы, чайная просуществовала недолго с начала года до мая и перешла в частные руки. После этого, как отмечает автор заметки, здесь пошла игра на гармониках, пение нецензурных песен, площадная брань, игра в карты на деньги, а вскоре появились особы сомнительного поведения, величавшие себя вдовами офицеров. «Вот что творится около школы», отмечал собкор Проезжий.

Постановлением Ярославского губернского отдела юстиции вскоре после революции было приказано в трехдневный срок уничтожить на вывесках и всех видных местах гербы и надписи монархического содержания. Не исполнивших распоряжение новой власти привлекали к суду революционного трибунала как саботажников. К празднованию 1 мая 1918 года губисполком принял постановление об украшении города советскими флагами. Согласно ему всем владельцам 3 и 2этажных каменных и деревянных домов вменялось в обязанность вывесить флаги, утвержденные центральной советской властью, а именно красные флаги с надписью «Российская Федеративная Социалистическая Советская Республика». На 3этажных домах вывешивалось пять флагов, на 2этажных каменных по три флага, на 2этажных деревянных по два, на 1этажных каменных по одному, величиной не менее трех аршин в каждом флаге.

26 ноября в революционном трибунале слушалось дело бывшего помощника заведующего жилищным отделом, члена партии Пушнева по обвинению в убийстве гражданки Фроловой. В первый день Пасхи Пушнев был в гостях у Попова, выпил много спирта, браги и самогонки и, будучи сильно пьяным, совершил убийство. Учитывая прежние заслуги перед революцией, суд приговорил убийцупартийца к трем годам тюрьмы и лишил права участия в какой бы то ни было общественной работе.

/>

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page