Не отдадим наш эрмитаж на советской площади

Недавно председатель облдумы Андрей Крутиков неосторожную фразу бросил: мол, пора журналистам «Золотого кольца» и торгово-промышленной палате освобождать старинное здание на Советской площади, что в аккурат напротив здания думы находится, а депутатам в него переезжать. Поскольку здание думы в неудовлетворительном состоянии находится.

БЫСТРЫЙ вариант, ничего не скажешь, долго искать не надо новое пристанище. Из одного старинного здания присутственных мест перебазироваться в другое — и все тут. Находчивость председателя облдумы просто ошеломляет. Если в вашей квартире начнет рушиться потолок, вам же не придет в голову попробовать выселить соседа из его квартиры, если она получше. Почему же для думца такое возможно?

Впрочем, журналисты «Золотого кольца» и не собираются оставлять стены, ставшие за десяток лет родными. Из наших окон открывается чудесный вид на самый красивый храм Ильи Пророка, и в дни больших православных праздников мы широко открываем окна, чтобы лучше слышать колокольный звон. Место в самом сердце города дорого нам. Столько с ним связано, и то, что здесь располагается редакция самой популярной областной газеты, весьма символично.

А сколько сил и средств вложено редакцией в ремонт и благоустройство нашей территории на Советской площади! Не так-то просто нас отсюда выселить, даже если сильно кому-нибудь захочется. Тем более депутаты и областной, и городской думы никогда в этом здании не работали и ни в какие годы, ни в какие века в кабинетах этих не сиживали. А вот журналисты, историки, этнографы трудились. О чем и свидетельствует потрясающе интересная история.

В XVIII ВЕКЕ Ильинская площадь, ныне Советская, была еще краше. Два крыла присутственных мест в стиле классицизма (в одном сейчас дума, в другом редакция «Золотого кольца») связывал в единый ансамбль дворец наместника. Но дворец по приказу императора Павла I разобрали на кирпич для казарм в 1797 году. Теперь здесь другое сооружение. Всем известный Белый дом, сейчас в нем размещается администрация области.

Со зданием, в котором расположилась наша редакция, связаны имена многих деятелей культуры, науки, оставивших заметный след в жизни Ярославля прошлых веков и века нынешнего. Любопытна и история самого строительства присутственных мест. Это были первые общественные сооружения, возведенные по регулярному плану 1778 года. Огромную роль в формировании нового облика Ярославля сыграл наместник Алексей Петрович Мельгунов.

Именно при Мельгунове по плану, представленному им императрице Екатерине II и ею утвержденному, Ярославль преобразился. За восемь лет были застроены новая плац-парадная площадь, по красной линии разбиты новые кварталы. Так как средств не хватало, Мельгунов использовал иногда по примеру Санкт-Петербурга фальшивые фасады с зачерненными оконными проемами. На плац-парадной площади в 80-х годах XVIII века были построены здания присутственных мест, магистрат, банковая контора, почтовый двор, дворец помещика Власьева, а в соседних кварталах — дом вице-губернатора, дом причт Ильинской церкви, дом винного пристава, гостиный двор и многие другие сооружения.

Новое строительство, происходившее столь стремительно, необходимо было обеспечить материалами и людьми. Для возведения только одного корпуса присутственных мест нужно было четыре с половиной миллиона штук кирпича. Готовая продукция всех имеющихся в Ярославле заводов не превышала двух с половиной миллиона штук. Наместнику Алексею Мельгунову пришлось построить специальный кирпичный завод. С трудом доставали для строительства известь, бут, не хватало леса. Поначалу не находилось «охочих людей», которые бы начали строительство. А в распоряжении наместника имелся единственный губернский архитектор Иван Левенгаген. Краевед Андрей Суслов предполагает, что Левенгаген только дорабатывал проект, присланный из Петербурга. По данным ревизии 1785 года, северный корпус, где находится сейчас областная дума, начал строиться в 1781 году, а в 1785 он уже был закончен. Строительство южного корпуса закончено в 1787 году. Дворец наместника строился в 1786 — 1787 годах. Получается, наш южный корпус только на два года моложе корпуса областной думы. Кстати, здание южного корпуса находится не в лучшем состоянии по сравнению с северным. Те же трещины в стенах, так же фасады нуждаются в ремонте, а фундаменты в усилении. Трещины на северном корпусе появились не сегодня и не вчера, проблема со зданием существует много лет. По мнению специалистов-реставраторов, здание вполне можно восстанавливать частями, сначала одно крыло, потом другое, и тогда не понадобятся глобальные переезды.

ЧТО ЖЕ за учреждения находились в корпусах в прошлые века? В конце XIX века на первом этаже нашего корпуса располагались архив губернского правления, контрольной палаты, квартиры служащих и архивариуса казначейства. Несколько комнат занимали губерн-ская ученая архивная комиссия, древлехранилище. На втором-третьем этажах были казначейство, контрольная палата, архивная комиссия.

С деятельностью Ярославской губернской ученой архивной комиссии, созданной в 1889 году, связаны имена замечательных людей — Иллариона Тихомирова, Евгения Якушкина, Леонида Трефолева, Константина Головщикова, Ивана Барщевского и многих других. Комиссия возникла в годы, когда в России наблюдался всплеск интереса к истории Отечества, краеведению. В ЯГУАК вошли люди энциклопедических знаний, разнообразных научных интересов: краеведы, историки, этнографы, журналисты. Комиссией собрана огромная библиотека, создано древлехранилище, богатейший архив. Одно из самых ярких имен, связанных с деятельностью комиссии, — имя Евгения Ивановича Якушкина, сына декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина. Более 50 лет он прожил в Ярославле. Был председателем палаты государственных имуществ. Как только в городе образовались статистический комитет и губернская ученая архивная комиссия, Евгений Якушкин становится фактически во главе этих учреждений. С деятельностью ЯГУАК связана работа Якушкина по разысканию и публикации ценнейших документов по истории Ярославля. На страницах «Губернских ведомостей» в течение всего 1874 года Якушкин публиковал исторические документы. Это рядные записи, всевозможные челобитные, мировые записи и другие документы, освещающие экономическую и политическую жизнь края.

Якушкин был большим знатоком края, блестящим журналистом. Его статьи появлялись на страницах «Русской старины», в сборнике «Девятнадцатый век». Он был корреспондентом издаваемой Герценом «Полярной звезды». Статьи Якушкина были посвящены Пушкину, Чаадаеву, декабристам.

В Ярославле Якушкин пользовался громадным авторитетом. Евгений Трубецкой писал о нем: «Это был оракул, что-то вроде архиерея от разума». У него в доме можно было встретить и губернатора, и генерала, и предводителя дворянства, и земцев. Жаль, что сейчас среди ярославских улиц нет улицы имени Евгения Якушкина.

Очень многих молодых людей Евгений Иванович приобщил к научной деятельности. Среди его учеников известные краеведы Городцов, Тихомиров.

НА СЛУЖБУ в здание, в котором теперь располагается наша редакция, много лет приходил Илларион Александрович Тихомиров. Знакомясь с кругом его деятельности, просто поражаешься многообразию интересов ученого. Его архивы содержат множество записей, статей, очерков по археологии, палеонтологии, геральдике, истории, этнографии, древнерусскому и прикладному искусству и даже биологии и физике. Сам же Тихомиров скромно определял областью своих исследований археологию, историю, этно-графию. Илларион Александрович сотрудничал с крупными местными изданиями — «Ярославскими губернскими ведомостями», «Голосом» и другими. Его перу принадлежат публицистические статьи, рецензии.

У Тихомирова было множество литературных псевдонимов: Отшельник, Ярославец, Дядя, Лоря и другие, на взгляд современного читателя газет, кажущиеся немного наивными. Историки, краеведы читали статьи Тихомирова с большим интересом. Уже первые статьи Иллариона Тихомирова были отмечены историком Погодиным на археологическом съезде в Москве. Илларион Александрович работал в губернской ученой архивной комиссии с 1890 года до ее упразднения в 1919 году в должности архивариуса, хранителя музея и библиотеки, ученого секретаря.

В древлехранилище, находящемся в этом же корпусе присутственных мест, были собраны предметы древнерусского быта, археологические находки, рукописи… Наличие в древлехранилище ценных для науки находок отметил директор археологического института

Н. В. Покровский, посетивший музей в 1899 году, через четыре года после его основания. в статье «Древлехранилище» Тихомиров писал, что не следует гоняться за предметами исключительно диковинными, предпочитать им вещи, хотя невидные, но ярко характеризующие жизнь широких кругов.

На одном из заседаний ЯГУАК в 1899 году Тихомиров вносит предложение о закупке глиняной посуды кустарной выделки. Стараниями Тихомирова была создана коллекция картин художников Ярославского края. Приходится только удивляться тому, что в Ярославле нет улицы имени Иллариона Тихомирова, а на корпусе присутственных мест неплохо бы установить мемориальную доску с надписью в его честь.

Уже в XX веке, с 1928 года в южном корпусе присутственных мест располагался историкобытовой музей, и ярославцы еще помнят, как они ходили сюда на экскурсии. Теперь в этом здании нет ни архивной комиссии, ни древлехранилища, ни музея. А более всего к просветительской деятельности, к изучению края из всех организаций, располагающихся в этом корпусе, имеет отношение редакция газеты «Золотое кольцо». Литературное, краеведческое приложение «Золотого кольца» «Уединенный пошехонец», пользующееся большой популярностью у наших читателей, названо в честь первого российского провинциального журнала, издававшегося в Ярославле в XVIII веке.

За время своего существования корпуса присутственных мест не раз перестраивались внутри. Со двора наш корпус уродуют трубы вентиляции и трещины в стенах, образовавшиеся от вибрации. Но фасады корпусов сохраняют в основном первоначальный вид. Архитекторы считают, что центральные части корпусов присутственных мест очень напоминают фасад старого Эрмитажа на Дворцовой набережной в СанктПетербурге. И наш Эрмитаж на Советской площади мы никому не отдадим! А уж для уважаемых депутатов найдется здание, Ярославльто большой, не ограничивается Советской площадью.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page