Народного артиста России, члена Союза композиторов, декана джазового факультета Академии имени Гнесиных, легендарного пианиста Игоря Бриля недаром называют крестным отцом джаза. За ним целая эпоха. Игорь Бриль активно участвовал в создании профессионального джазового образования в Москве. Стал первым профессором по джазовой специализации.
В 70-х ему удалось открыть отделение джаза в 26 российских училищах это было подвигом и чудом. Он написал 100 композиций для театра и кино.
Мэтр, прибывший с сыновьями на международный фестиваль «Джаз над Волгой», любезно согласился на интервью.
— Игорь Михайлович, вы впервые в Ярославле?
— Я был у вас 15 лет назад. Повод, насколько помню, был тот же самый. Но город посмотреть и тогда, и сейчас толком не удалось: после концертов и конкурсов сразу ехал в гостиницу отсыпаться.
— Один из ваших проектов, в котором играют ваши сыновьяблизнецы, называется «Игорь Бриль и новое поколение».
Уже нет. Теперь мы именуемся на английский манер «Игорь Бриль Family». Семья в этом есть чтото мафиозное, так звучит гораздо приличнее.
На фестивале в Сочи вы являетесь председателем жюри «Джазовое крещение Игоря Бриля» как ни крути, вы все равно крестный отец.
(Смеется) Лучше поговорим о вашем фестивале. Он принес много чудных открытий. На детском конкурсе зажглось много звездочек. Поразили тромбонисты, басгитаристы из Ярославля, Саратова.
Когда вы впервые сели за рояль?
В 5 лет, а уже в 6 написал первое произведение «Татарский вальс». Правда, давно его не исполняю. А дебютировал на московском фестивале «Джаз65» с композицией «Пробуждение». Мой педагог, профессор Теодор Гутман тогда обронил замечательную фразу: «Зачем тебе заниматься классической музыкой, ты же укушен джазом».
Говорят, у вас дома 7 роялей.
Да, но настоящий только один итальянской фирмы «Перцино», остальные сувениры. Все началось с моего юбилея в Москве, в ГЦКЗ «Россия», там мне подарили игрушечный рояль типа табакерки. Еще у меня большая коллекция камней, только не драгоценных, а минералов. Мне их дарили, часть я привозил из Сибири. Это часть природы, загадочная, манящая. Кроме того, я собираю дымковские игрушки. Они забавные, веселые, оптимистичные.
По поводу драгоценных камней. Писатель Арканов однажды заметил, что корни у слов «бриллиант» и «бриль» одни и те же.
Это было написано в стихах, которые мне Арканов посвятил на юбилей. Я же никогда не интересовался историей своей фамилии.
Слышала, вы увлекались астрологией.
Это было давно. Я даже составил себе гороскоп. Надо признать, многое сбылось. Очень близки по реализации недельные гороскопы.
Джазменов 60х можно назвать бунтарями. Вас за увлечение не преследовали?
Меня это не коснулось. Разве что в консерватории вызывали к директору после джазовых экзерсисов в подвале.
За эти годы слушатель изменился?
Да. В джазе появилась коммерция. Это немного удручает. Кругом засилье попмузыки. Примитивная, она многое вытесняет из души. На крючок попалось целое поколение.
Блюз это когда хорошему человеку плохо, а попса, когда плохому человеку хорошо.
Говорят, вы сыновей различаете только по инструментам.
Ну да, Дима играет на сопрано, а Саша на теноре. Да шучу я. Они очень разные и внешне, и по характеру.
Вы так молодо выглядите, что со сцены кажетесь старшим братом своих сыновей. Как вам это удается?
Спасибо за комплимент. Вот на гастролях в Израиле один тележурналист тоже спросил у Димы с Сашей: «А где ваш старший брат?», имея в виду меня.
А «братику» 62 года. Я считаю, сохранить молодость можно, только имея цель в жизни. А цель у меня одна играть как можно дольше.
Вы еще и счастливый дедушка двоих внуков. Возможно, мы когданибудь увидим на сцене и третье поколение Брилей.
Не исключено. Но это случится нескоро, они еще слишком малы Игорьку 1,5 годика, Сашеньке 9 месяцев. Но если это произойдет, я буду очень рад.
Вы много гастролируете.
Из экзотических стран недавно побывали в Индии, Индонезии. Везде нас провожают стоя. Много молодежи. Но лучше всех нас принимают в Сибири. Чукотцы очень чуткие простите за каламбур. А скоро мы улетаем в Красноярск.