В области стартовала тарифная компания

С 1 июня 2007 года в области началась тарифная кампания. На сегодняшний день более 170 энергоснабжающих организаций области подали в департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области свои заявки на пересмотр тарифов на 2008 год.

Внастоящее время департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов и цен и занимается очень ответственной работой. Помимо жизненно важных вопросов, в том числе и для населения области, касающихся топливно-энергетических проблем, в ведении департамента — регулирование различных тарифов и наценок, от тарифов на ветеринарные услуги до наценок на лекарственные средства и медикаменты. Всего их насчитывается до 800 видов. Но, конечно, главным и объемным блоком в деятельности департамента являются вопросы, связанные с топливно-энергетическим комплексом. Из чего складываются тарифы на тепло- и электроэнергию, будут ли они повышаться в ближайшем времени, что относится к компетенции областного департамента, об этом удалось побеседовать с директором департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Александром КОРОТКОВЫМ.

— Александр Иванович, сфера деятельности вашего департамента весьма объемна. И работающие там специалисты должны обладать разносторонними знаниями…

— Департамент образован в 2000 году, до этого регулирование тарифов осуществляла на общественных началах Региональная энергетическая комиссия при администрации области. В дальнейшем в рамках административной реформы прошел ряд преобразований, связанных как с передачей дополнительных функций, так и со структурными изменениями. Так в 2003 году в состав департамента влился комитет цен. В настоящее время к компетенции департамента относятся как вопросы тарифного регулирования, закрепленные действующим законодательством непосредственно за региональными тарифными службами (тарифы на электрическую и тепловую энергию), так и тарифы на целевые вопросы, относящиеся к полномочиям Ярослав-

ской области как субъекта Федерации и порученные нам администрацией области. К ним относятся регулирование для населения розничных цен на природный и сжиженный газ, твердое топливо, услуги водоснабжения, водоотведения, тарифов на перевозку пассажиров в общественном транспорте, предельные индексы роста тарифов организаций коммунального комплекса, плат граждан за жилищные и коммунальные услуги по муниципальным образованиям и другие. Всего до 800 тарифов. В 2006 году у нас добавился крупный пласт работы, в области появился институт гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Если говорить о кадровом составе департамента, то в нем работают высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы как технического, так и экономического профиля, в том числе изнутри знающие работу регулируемых организаций. Многие экономисты имеют базовое техническое образование, а многие приобрели большой опыт работы в департаменте, умеют объективно смотреть на все вопросы и принимать взвешенные решения.

Необходимо отметить, что специалисты департамента проводят экономическую и техническую экспертизу тарифных предложений, готовят проекты решений, а непосредственное принятие решений осуществляет правление департамента, состав которого сформирован из представителей не только нашего департамента, но и других структур администрации области. Все решения принимаются коллегиально, публично, при участии заинтересованных сторон. Кроме этого, при департаменте создан экспертный совет с широким привлечением общественности, объединений потребителей, профсоюзов.

— Я так понимаю, департамент должен отслеживать, как соблюдаются тарифы на территории области, и регулировать их согласно действующему законодательству?

— Все правильно, департамент осуществляет регулирование тарифов и цен в соответствии с действующим законодательством, в установленном порядке контролирует соблюдение принятых решений, в том числе применяя к нарушителям штрафные санкции согласно Кодексу об административных нарушениях.

Кроме этого, нашей задачей является участие в формировании областного бюджета. Зная объемы потребления населением и социальной сферой электрической и тепловой энергии, коммунальных услуг, департамент имеет возможность наиболее точно и объективно представить в департамент финансов расчеты потребности областного бюджета на оплату энергоресурсов и услуг. Что мы и делаем.

До 1 июля мы представили прогноз тарифов и цен на 3-летний период, до 8 августа подготовим уточненный прогноз на 2008 год.

Другим важным направлением нашей работы является участие в реформе энергетики на территории области. Конечная цель реформы — это преодоление дефицита энергоресурсов, что необходимо для растущей экономики области. Для решения этих задач в отрасль необходимо привлечение инвестиций.

В рамках проводимой реформы для всех потребителей, кроме населения, с

1 января 2011 года весь объем электроэнергии будет поставляться по нерегулируемым ценам, а до этого момента доля электроэнергии, поставляемая по свободным ценам, будет неуклонно расти. Так, в 2007 году она составит 15 процентов, а с июля 2008-го — 25 процентов. Учитывая, что спрос на электрическую энергию превышает предложения, стоимость по свободным ценам всегда будет выше, нежели в регулируемом секторе. При этом если на 2008 год цена в регулируемом секторе на электроэнергию возрастет на 13 процентов, то в свободном — на 16 — 17 процентов. Она и сейчас-то дороже, а будет еще больше расти, так же, как и ее доля.

Что касается населения, то в течение длительного переходного периода рост тарифов на электрическую энергию для населения будет ограничен предельными уровнями. Так, в 2008 году он не может превышать 14 процентов. При этом по регулируемым ценам будет поставляться весь объем потребления.

Но необходимо учитывать, что электроэнергия, в том числе приобретаемая по свободным ценам, входит составляющей затрат в стоимость отопления, воды и других коммунальных услуг.

— Александр Иванович, от кого зависят тарифы будущего года, как они разрабатываются и устанавливаются? Наверняка население в первую очередь волнует, не подорожают ли в новом году тепло и свет.

— Установление тарифов начинается с принятия правительством РФ сценария социально-экономического развития России на очередной год, на несколько лет. Исходя из положений такого сценария Федеральная служба по тарифам, которая является нашим руководящим органом, устанавливает предельные уровни и индексы тарифов до внесения закона о бюджете в Государственную думу РФ. Вся наша деятельность осуществляется в рамках предельных уровней, которые установлены 13 апреля, а не в августе, Федеральной службой по тарифам.

Формируя «трехлетку», правительство РФ кардинально переработало сценарные условия социально-экономического развития, в частности, с точки зрения тарифов естественных монополий. С 2011 года предлагается перейти к свободным ценам на газ для всех потребителей, кроме населения, а в ближайшие три года поднять эти цены: соответственно в 2008 году — на 25 процентов, в 2009-м — на 27,7, в 2010-м — на 27,7 процента.

Учитывая, что газ — это основной вид топлива как для ярославских ТЭЦ (90 процентов), так и для большинства предприятий коммунальной энергетики (76 процентов), планируемый рост цены газа на 25 процентов окажет существенное влияние на рост тарифов и плат для населения в 2008 году.

— Из чего складываются тарифы? Ведь не секрет, что в адрес вашего департамента порой раздаются упреки, что это вы устанавливаете завышенные тарифы?

— Чтобы подать электрическую энергию потребителю, действует технологическая цепочка, включающая производство электроэнергии (электростанции), федеральные электрические сети, региональные сети, диспетчерское управление, сбыт.

Обращаю внимание, что не только конечные тарифы для потребителей ограничиваются ФСТ России предельными уровнями снизу и сверху, но и основные составляющие затрат также регулируются непосредственно на федеральном уровне.

Всю электрическую энергию мы покупаем с федерального оптового рынка, оплачиваем ее передачу по федеральным электрическим сетям, оплачиваем услуги диспетчеризации, а также абонентную плату РАО «ЕЭС России». Все эти составляющие, тарифы на которые утверждаются Федеральной службой по тарифам, определяют более 70 процентов от тарифов для конечных потребителей. Остальные 30 процентов регулируются департаментом. Однако основную их часть составляют тарифы на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям, в свою очередь утверждаемые в рамках предельных уровней тарифов на передачу, определяемых Федеральной службой по тарифам.

Приближенно можно сказать, что тариф для населения включает стоимость покупки и абонентную плату РАО «ЕЭС России» ~ 1 руб./кВт.ч, передачу электроэнергии по федеральным электрическим сетям, а также по сетям высокого и среднего напряжения

~1 руб./кВт.ч и еще 1 руб./кВт.ч — стоимость передачи по сетям низкого напряжения. В итоге можно легко подсчитать — 3 руб./кВт.ч.

На самом деле мы все вместе с вами платим 1,43 руб./кВт.ч в городской черте и 1 руб./кВт.ч в сельской местности, а разницу доплачивают промышленные предприятия, другие потребители, для которых из-за этого завышены тарифы на 20 копеек, вот это и есть перекрестное субсидирование.

Учитывая, что один советский рубль стоит 75 — 100 нынешних, а в те годы тариф составлял соответственно

4 коп./кВт.ч для населения и 2 коп./кВт.ч для промышленности, можно видеть, что тарифы для населения сейчас меньше, чем были.

Но надо понимать, что, перекрестно субсидируя население, предприятия платят нам же меньшую заработную плату, в бюджет — меньший объем налогов.

— Знаете, бытует мнение, что электроэнергия у нас весьма недешева, а учитывая постоянный ежегодный рост ее стоимости, можно понять раздражение и обеспокоенность нашего населения.

— Электроэнергия у нас дешевая. Среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ, как по тарифам для населения, так и по среднему тарифу по области на электрическую энергию мы занимаем 3 — 4-е место с дешевой стороны.

Важнейший принцип при регулировании тарифов — это обеспечение баланса интересов производителей услуг и потребителей. Сделать это непросто. Одним хочется дороже, а другим — дешевле. При этом надо учитывать, что экономическая доступность и дешевизна энергии для потребителя — благо, но еще больше потребитель заинтересован в том, чтобы эта энергия была, чтобы энергоснабжение осуществлялось надежно и бесперебойно. А это возможно только тогда, когда регулируемые энергоснабжающие организации располагают необходимым минимумом средств для устойчивой работы и развития.

Департамент существует для того, чтобы находить баланс интересов, решая одновременно две указанные задачи. Как и сейчас, так и в дальнейшем в рамках наших возможностей и полномочий специалисты департамента будут делать все необходимое, чтобы тарифы были экономически обоснованными, чтобы потребитель и в первую очередь население, наши граждане, надежно получали электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги, не переплачивая за них.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page