Проконтролируем каждый бюджетный рубль

Совсем недавно прервались на летние каникулы сессии государственной думы Ярославской области. Последние заседания были отмечены жаркими дебатами вокруг корректировки областного бюджета.

Смирнов Павел Андреевич, 1960 года рождения. Родился в деревне Решетники недалеко от Кукобоя. Окончив восьмилетнюю школу, уехал

в Ярославль, где поступил в строительный техникум. Работал в тресте «Ярстрой», отслужил в армии, снова вернулся в трест. Был мастером, начальником участка, параллельно учился на вечернем факультете политехнического института. Затем достаточно успешно попробовал себя в бизнесе. В 2002 году окончил Академию госслужбы при президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2004 году избран депутатом государственной думы Ярославской области четвертого созыва по спискам партии «Единая Россия».

Депутатский корпус, рискуя даже оставить бюджетников без десятипроцентного повышения зарплаты, отстаивал интересы жителей сельских поселений, требуя если не увеличить, то хотя бы сохранить объемы финансирования программ по муниципальным образованиям. Сегодня мы беседуем с одним из активных сторонников идеи поддержки развития муниципальных образований, депутатом госдумы Ярославской области, заместителем председателя постоянной комиссии по экономической политике

Павлом СМИРНОВЫМ.

— Павел Андреевич, поясните, в чем была суть спора при изменении цифр областного бюджета?

— Одна из задач думы — формирование бюджета и контроль за его расходованием, контроль за действиями исполнительной власти, то есть областной администрации. У депутатов есть своя точка зрения относительно расходов и доходов бюджета, у администрации — своя, и не всегда они совпадают.

В декабре, принимая бюджет области, депутаты добились, чтобы на газификацию сельских территорий из областного бюджета было добавлено 230 миллионов рублей. Мы детально разбирались, на каких конкретно объектах они нужнее, распределили средства по районам. Но через четыре месяца значительная часть наших завоеваний оказалась под угрозой, когда исполнительная власть вдруг предложила урезать финансирование программы газификации в текущем году. С нами никто не советовался, депутатов просто поставили перед фактом. Понимая проблемы с исполнением бюджета и необходимость повысить зарплаты бюджетникам, мы тем не менее не могли пойти на такой шаг. Потребовалось почти два месяца упорных переговоров, чтобы убедить исполнительную власть не принимать это опрометчивое решение и не отнимать деньги у селян.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что, прописав в бюджете в конце прошлого года определенные объемы финансирования программы, мы дали людям возможность распланировать свои затраты и, самое главное, провести конкурсы на выполнение этих работ. Получается, что поселения, как добросовестные исполнители, провели конкурсы, заключили муниципальные контракты, а теперь мы отнимаем у них эти деньги.

Более того, программу газификации нужно проводить более интенсивно, это показали депутатские слушания, состоявшиеся в думе в прошлом месяце. На каждый рубль, выделяемый из областного бюджета на газификацию села, «Газпром» вкладывает три рубля. Пока «Газпром» готов давать деньги и увеличивать объемы финансирования, надо поставить дело так, чтобы получить как можно больше дополнительных средств.

Возникает и другая проблема. При газификации сельской местности необходимо соединить центральную трубу газопровода с каждым домом. Деньги на эти цели нужны немалые. А если в домах живут пенсионеры, у которых более чем скромный достаток? Да и у работающих-то на селе зарплаты невелики. Где они найдут такие суммы? Я считаю, что здесь нужно подходить к каждому индивидуально и использовать средства областного бюджета на эти цели. Я разговаривал с нашими соседями — костромичами. Им удалось найти выход, они договорились с Пенсионным фондом, который выделил на эти цели средства для пенсионеров.

— Павел Андреевич, все это верно. Однако областная администрация настаивает, что казна не резиновая, денег на все не хватит, что бюджет социально ориентированный, поэтому средства направляются на приоритетные проекты, например, онкодиспансер…

— Да, администрация постоянно подчеркивает, что наш бюджет носит социальную направленность. И с этим следует согласиться. Более того, социальных обязательств у бюджета слишком много. В том числе из-за этого мы не можем полноценно финансировать программы развития территорий, о которых мы говорили выше.

Вы упомянули программу «Онкология». С тем что современный онкоцентр нужно делать, никто и не спорит. Но когда речь идет о выделении из областного бюджета только в этом году 80 миллионов рублей, а в перспективе финансирование центра должно составить полтора миллиарда рублей, то мы должны знать, на что будут потрачены эти огромные деньги. Думаю, что в обсуждении такого масштабного проекта должны принять участие не только чиновники и депутаты, но и общественность. Кроме того, считаю, что помимо вложений в модернизацию областного онкологического центра нужно срочно принять меры к профилактике и раннему диагностированию этого страшного заболевания. При этом часть средств обязательно надо направить на закупку диагностического оборудования для периферии. Вряд ли человек из глубинки отправится в областной центр лишь для того, чтобы провериться на всякий случай. Поэтому и на местах должна быть организована такая помощь.

— Давайте поговорим еще об одной программе, предназначенной прежде всего для сельского населения, — о телефонизации села.

— Да, это тоже очень важное направление работы. В области уже несколько лет действует губернаторская программа «Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности: телефонизация, передача данных, оповещение». Ее основная цель — создать современную телекоммуникационную инфраструктуру для сельского населения. Проще говоря, обеспечить 100 процентов населенных пунктов области телефонной связью на городском уровне. Кроме того, решается задача обеспечения сельского населения услугами телерадиовещания.

Да, согласен, у депутатов есть замечания к ее исполнению, и мы долго спорили в думе о финансировании данной программы. Но программу надо довести до конца, тем более что осталось провести четвертый, последний этап работ. Я был в числе тех, кто предлагал выделить в 2007 году необходимые для выполнения программы средства. И я рад, что при рассмотрении поправок в бюджет мы нашли необходимые 38 миллионов рублей на эти цели, потому что в XXI веке немыслимо оставлять людей без нормальной связи.

— Наверное, хорошо давать советы, куда лучше потратить деньги. А вот где эти деньги взять, когда дефицит областного бюджета достиг максимального предела?

— Хорошо, давайте посмотрим на формирование доходной части областной казны. Я считаю, что есть еще возможности для увеличения доходов, не всегда они велики, но если их задействовать в комплексе, то можно получить заметный эффект. Вот, например, доходы от продажи и сдачи в аренду имущества области. Недавно я поднимал вопрос о продаже объектов областной собственности через госпредприятия (ГУПы). Один из таких объектов был продан без аукциона по цене около 20 тысяч рублей за квадратный метр, хотя рыночная стоимость его как минимум в четыре раза больше! Вроде бы сделано было все законно, но если бы торги шли с аукциона, денег можно было бы выручить на 50 миллионов рублей больше. Два объекта в центре города тоже продавались за смешные деньги, правда, после моего вмешательства это было отменено.

На июньском заседании думы депутаты приняли специальное постановление по данному вопросу. Сейчас мною совместно с рядом депутатов готовятся поправки в закон о собственности, согласно которым все областное имущество должно продаваться не через ГУПы, а выставляться на аукцион. Тогда не возникнет соблазна увести собственность за бесценок. Кроме того, я просил включить в план работы контрольно-счетной палаты проверку областных объектов, которые сдаются в аренду. Здесь тоже можно и нужно навести порядок.

Безусловно, надо работать над сохранением и увеличением существующей налоговой базы областного бюджета. Поэтому, например, как и большинство коллег по экономической комиссии, я не поддержал инициативы по закрытию в нашей области крупных игорных заведений, то есть казино. Только в 2008 году от этой меры бюджет недосчитался бы 200 миллионов рублей. В свое время мы обращались к федеральным властям с требованием о наведении порядка на этом рынке и ликвидации сверхдоступности игорного бизнеса. Голос регионов был услышан, и с

1 июля заработал федеральный закон, в соответствии с которым закрываются натыканные на всех углах залы игровых автоматов (так называемые однорукие бандиты). Сейчас важно, чтобы закон исполнялся и наши граждане были ограждены от этой заразы. А элитные заведения для богатых до создания игорных зон пусть пока поработают, принося доход казне.

Но даже если мы предположим, что все резервы для увеличения доходной части бюджета исчерпаны, то все равно есть возможности использовать внутренние резервы. Вернемся опять-таки к финансированию областных целевых программ. Я предлагаю создать временную комиссию, чтобы депутаты совместно с представителями администрации внимательно посмотрели каждую программу и подумали, возможно ли сократить ее финансирование или нет.

— Павел Андреевич, помимо работы депутатом вы еще возглавляете отделение общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления»…

— Я действительно являюсь председателем регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления», которая была создана при поддержке партии «Единая Россия». Задача этой организации — помочь муниципальным образованиям в осуществлении реформы местного самоуправления, выявить все противоречия и проблемы, которые возникают при ее реализации. Реформа идет, были избраны главы поселений, депутаты местных советов. Полномочий им передано уже много, а доходных источников закрепили явно недостаточно. И надо принимать меры как на федеральном, так и на областном уровнях: перераспределить налоговую базу более рационально, так, чтобы у поселений появились собственные доходы на развитие. Так, например, уже поступили в соседней Костромской области.

В сентябре в Москве состоится муниципальный форум, на который приглашен президент Владимир Путин. На этом форуме все проблемы, возникающие в ходе реформы, будут доведены до президента, чтобы он мог повлиять на ее реализацию, дабы она не закончилась крахом. Ведь есть такие области, где депутаты местных органов самоуправления, разочаровавшись и видя, что они не имеют ни денег, ни реальной власти, просто снимают с себя полномочия…

Поэтому, пока за селом не будет закреплена собственная и, подчеркиваю, достаточная налоговая база, я буду выступать против сокращения социально значимых объектов на селе. Вот, например, в селе Кукобой на строительство спорткомплекса было запланировано три миллиона рублей, а в результате корректировки областная администрация два с половиной миллиона сняла. Мне пообещали, что эти деньги будут восстановлены в 2008 году. Или возьмем село Дмитриевское Даниловского района. Здание школы на 150 учеников старое, необходимо построить новое помещение. Первоначально на эти цели было запланировано три миллиона рублей, но впоследствии полтора были сняты.

Получается, что мы теряем не только деревню за деревней, пустеют малые города, из которых молодежь уезжает в поисках лучшей доли. И чтобы этого не допустить, нужно разбираться со всеми вопросами и сообща, согласованно наводить порядок.

— В чем же, на ваш взгляд, проблема: непродуманность реформы или сами местные власти не желают работать в новых условиях?

— Несомненно, в реформу необходимо вносить коррективы, но в российских регионах есть примеры, когда местная власть хочет и умеет ставить задачи и решать вопросы. Мы были в Белгородской области, там дороги все отремонтированы, улицы в самом Белгороде выложены плиткой, дома покрашены и ухожены, жилье строится. Если у нас строится чуть больше 200 тысяч квадратных метров жилья в год, то там около 900 тысяч. При этом львиная доля строительства в нашей области приходится на Ярославль.

Чтобы улучшить ситуацию, как раз требуются постоянное сотрудничество и обмен опытом хотя бы в рамках Всероссийского совета местного самоуправления.

— Павел Андреевич, давайте вернемся к насущным проблемам развития сельских территорий в нашей области. У вас, как у депутата, есть ли еще какие-либо механизмы помощи селянам, кроме формирования программ и принятия законопроектов?

— Сейчас каждому депутату областной думы выделяются средства из областного бюджета, которые он может потратить на нужды своих избирателей. В прошлом году эта сумма составляла один, а в нынешнем — полтора миллиона рублей. Я, как депутат, избранный по партийным спискам, по линии «Единой России», курирую сразу три района Ярославской области — Первомайский, Любимский и Даниловский. В прошлом году я перечислил сто тысяч рублей на строительство нового моста через реку Соть. Старый мост снесло паводком, и три деревни были отрезаны от города. Триста семьдесят тысяч рублей было выделено на ремонт спортзала в деревне Гузыцино Любимского района, пятьсот тысяч — на ремонт Пречистенской средней школы. Кроме того, была оказана помощь по ремонту часовни в деревне Раслово Любимского района, приобретен спортинвентарь для даниловской школы N 2 и многое другое.

В этом году были перечислены средства на ремонт Пречистенской ЦРБ и амбулатории в селе Коза, выделены деньги на приобретение музыкальной аппаратуры сразу для нескольких домов культуры и досуговых центров Первомайского и Даниловского районов, будет отремонтирован спортзал в 47-м профучилище Любима. Проблем и нужд очень много, уложиться в бюджетные деньги не удается, поэтому я использую личные средства, а также стараюсь найти спонсоров.

Но много вопросов еще остаются нерешенными, большое количество объектов в районах требуют срочной помощи. Все эти проблемы надо решать, используя бюджетные средства. Эффективное использование бюджетных средств — основная задача власти.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page