Виктор волончунас: мне центр ярославля также дорог

Кто как не мэр Ярославля может прояснить вопрос со строительством в центре города престижных объектов, вокруг которых уже сломано и, видимо, немало будет еще сломано словесных копий. Наш корреспондент встретился с Виктором Волончунасом и задал ему несколько вопросов на злободневную тему.

— ВИКТОР Владимирович, центр древнего Ярославля находится под патронажем ЮНЕСКО, он вошел в список культурного наследия, охраняется этой авторитетной организацией. И тем не менее мы видим, что во всех заповедных уголках центра ведется новое строительство. А тут еще масштабные работы развернулись на площади Волкова и на Первомайском бульваре. Что называется — центрее уже некуда. Что мы оставим от древнего города своим потомкам?

— Поймите, мы очень ответственно относимся к работе по центру города. Мне и моим коллегам по мэрии этот центр так же дорог, как и большинству ярославцев.

Наша задача — не искажая архитектурно-планировочное решение старинного русского города (именно это, по большому счету, и охраняется ЮНЕСКО), дополнить его. С учетом новых строительных и композиционных материалов. Мы нисколько не испортили в последние годы центр Ярославля, а наоборот, пытаемся его сохранить и реконструировать.

Возьмем площадь Волкова. В свое время там, где сейчас разворачивается строительство, была гостиница — «Кокуевка», как ее называли в народе. В разное время там был ресторан, магазин. В конце 70-х годов прошлого века это здание, посчитав ветхим, снесли. Осталось свободное пространство. В него-то и впишется новое здание культурного центра. Знаменская башня при этом не пострадает, не закроется этим новым сооружением. Оно будет в тех же объемах, что и прежняя гостиница. На сей счет прошли публичные слушания, общественное обсуждение. Разумеется, под землей появятся торговые площади, переходы для пешеходов…

— Говорят, будет и подземная автостоянка, типа той, что многострадально возводилась на площади Труда?

— Нет, подземная автостоянка там не планируется. Будет наземная стоянка на улице Трефолева. Вообще, площадь Волкова станет пешеходной. Сейчас и со стороны Первомайской, и со стороны Комсомольской улиц там большие трудности для пешеходов: огромный поток транспорта, только и успевай уворачиваться. Ничего этого с окончанием строительства не будет. Тем более что транспортную нагрузку на Первомайскую и Комсомольскую улицы мы планируем снизить.

— За счет чего? Ведь транспорта явно меньше не будет.

— За счет строительства Карабулинской развязки. Транспорт пойдет по проспекту Толбухина и Толбухинскому мосту с выходом на Московский проспект. А потом на Суздалку, на улицу Пожарского и

т. д. А от площади Волкова до Красной площади по Первомайскому бульвару будет пешеходная зона.

— Виктор Владимирович, говорят и о том, что строительство на Волкова и Первомайском бульваре отдано одному человеку. Разве у нас мало в городе строителей?

— Не одному человеку, а фирме-инвестору. Городским бюджетом нам такие стройки не осилить: это огромные затраты. И если мы говорим о необходимости привлечения инвестиций в развитие города, то это как раз тот случай: компания «Спектр» готова вложить в реконструкцию площади Волкова и Первомайского бульвара свои средства, построить для города нужные и интересные объекты. Почему мы должны отказываться от подобных предложений?

— Но ведь есть и другие, наверное, кроме «Спектра»…

— Желающих не находилось. Слишком большие деньги нужны. Работы по подбору инвестора на эти оба объекта велись более трех лет.

Что касается Первомайского бульвара, то на месте нынешнего строительства был когда-то кинотеатр «Летний». Он обветшал, и его снесли. Потом тут каждое лето стояли пивные палатки. Кроме бардака и пьянки круглосуточной, там ничего не было. А выстроим современный развлекательный центр с рестораном, боулингом, занятиями для детей.

Такой опыт есть в других городах: в Казани к 1000-летию в пешеходной зоне выстроили большие подземные объемы. В Минске в центре вообще сделали 4 подземных этажа плюс 4 яруса подземной автостоянки. Да и в Москве на Манежной площади под землю ушли. И ничего там это не испортило в центре, не ухудшило.

— Но кто был в этих подземных магазинах и ресторанах на Манежной, знает, какие там безумные цены. Видимо, и у нас все это вздорожает. Уж молодежь-то пивком явно не побалуется?

— Каждый ресторан открывается с учетом покупательной способности ярославцев и гостей города. Никто ведь прогорать не собирается. Эти развлекательные заведения, общепит, торговые комплексы, те гостиницы, что мы выстроим к 1000-летию города, тоже для ярославцев. Это и рабочие места, и загрузка строительного комплекса, да и просто архитектурные сооружения, которые навечно станут достоянием Ярославля.

— Виктор Владимирович, у нас уже столько торговых комплексов, центров понастроили, что такое ощущение, что ярославцы с утра до вечера, высунув языки, должны бегать от комплекса к комплексу и покупать, покупать. Иначе владельцы этих центров прогорят, не успев толком и новоселье справить.

— То, что у нас много торговых центров, разве это плохо? Сегодня инвесторы, что вкладывают деньги в торговлю, в спортивные сооружения (даже сейчас в детские сады), делают технико-экономическое обоснование этих объектов с учетом мирового опыта. Никто из них не собирается разоряться. «Метро», «Перекрестки», «Вернисаж» — они обслуживают и ивановцев, и костромичей, и вологжан. Идет конкуренция, и это один из факторов сдерживания роста цен.

А у ярославцев есть выбор, куда пойти и где купить. Не то, что раньше: в одном месте за вареной колбасой в очередях давились.

В Ярославле будет построено еще несколько торговых центров. Но все большие площадки во всяком случае уже выделены.

Наша главная задача не в том, чтобы настроить видимо-невидимо магазинов. Важнее — строительство новых жилых домов, и мы не собираемся жилье заменять на магазины. В этом году планируем построить 200 тысяч кв. м жилья, в дальнейшем — 300 тысяч.

Здесь главное, чтобы ярославцы были в состоянии купить жилье. Меня радует, что уже заработала программа по выделению бюджетных субсидий на покупку жилья. 100 семей получили такие субсидии, да еще 147 молодых семей получат поддержку в этом году в строительстве собственных квартир. И это только начало. Мы будем предлагать муниципалитету увеличить еще в этом году объем финансирования программы субсидирования жилья, первые 15 миллионов рублей уже выбраны.

— Хорошо, жилье мы строим. Торговые центры — во множестве. А ведь, по сути, ни одного нового мало-мальски крупного предприятия за последние годы в Ярославле не было открыто.

— Но ведь ни одного и не было закрыто! Все крупные предприятия акционированы, находятся в частной собственности, многие серьезно модернизируются, это уже другие современные заводы: и НПЗ, и шинный, и моторный, и дизельной аппаратуры, «Элдин», завод технического углерода — когда-то там в фуфайках ходили, а сейчас в белых халатах.

— И еще один вопрос — о летних кафе. То на каждом углу были, в прошлом году, кажется, более 200, а сейчас, может, пара десятков. Иностранцы, которые не первый раз к нам приезжают, удивляются.

— Никаких крайностей тут нет. Размещены летние кафе с учетом потребительского спроса, в людных местах. Но летние кафе должны открываться при стационарной сети кафе и ресторанов, тогда меньше санитарных и других нарушений. А в палатках все-таки определенная антисанитария: нет нормальных туалетов, воды для помывки. При стационарной сети все это предоставляется.

А палаточную сеть надо сворачивать — это вчерашний день торговли. Чересчур это все примитивно. Не случайно столько жалоб на работу палаток. Они существовали только за счет продажи пива. При этом было много бардака, даже криминала. Да, в палатках дешевле было, не в последнюю очередь за счет более низкой культуры обслуживания. А ее надо повышать. Ярославцы и гости города достойны более цивилизованного обслуживания.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page