Куда ведет канатная дорога

Не секрет, что в Тутаеве, волею судьбы разделенном пополам великой русской рекой, проблема переправы всегда стояла особняком. И если многие жители правого берега, более обустроенного и не столь проблемного в силу ряда причин, реже задумываются об этом вопросе, то представителям левобережья всегда приходится волноваться о том, чтобы оперативно и по возможности более комфортабельно добраться до районной больницы или, скажем, посетить с визитом главу районной администрации, а теперь уж и городской.

Особенно нелегко страдальцам приходится в межсезонье, когда холода уже не позволяют осуществлять паромную переправу, но еще не могут обеспечить страждущих надежным ледовым покровом, а потому им приходится делать внушительный крюк, добираясь из Тутаева в Тутаев через Ярославль.

В прошлом подоб-

ные в принципе

транспортные, но по большому счету социальные проблемы по-разному решались исполнительными властями: долгое время районный бюджет финансировал и грузовой паром, и пассажирский теплоход «Москва», но теперь со сменой власти остались лишь грузовые перевозки, а один год не было даже и их. Нынче районная власть, а теперь и городская, объясняют свои решения главным образом вполне объективной с первого взгляда нехваткой денежных средств, но вряд ли многострадальным путешественникам от этого легче, ведь приходится иногда скрести по собственным сусекам, чтобы заплатить за автобус.

Все это время горожан выручают частники, которые за весьма скромную по сравнению с автобусным туром плату вызываются доставить земляков в пункт назначения на собственных моторных лодках, что называется, с ветерком. Другие же, пожертвовав временем, отправляются на другой берег вместе с автомобилями на грузовом пароме. Но так или иначе каждый в душе надеется, что чиновники найдут решение проблемы цивилизованной пассажирской переправы, продуманное и целесообразное.

На недавно состоявшемся празднике романовской овцы губернатор Ярославской области заявил о готовности построить в Тутаеве канатную переправу через Волгу и был, конечно, поддержан веселой публикой, отмечавшей день рождения своего города. Жители левобережья, узнавшие об этом из местной прессы, также, скорее всего, приятно удивились. В общем, многим показалось, что выход из неприятной ситуации был найден, да еще какой! Будучи построенной, канатная дорога станет первой в России подобной переправой через Волгу, а значит, имя нашего города будет если не увековечено, то, по крайней мере, имеет шанс стать известным. Кроме того, ее сооружение вполне может быть привлекательным и для туристов, пока что не слишком балующих своим присутствием «Жемчужину на Волге». Да и то, что строительство будет финансироваться главным образом из средств регионального бюджета, не может не радовать. Другими словами, может показаться, что канатная переправа пойдет только на пользу весьма пошатнувшемуся в последнее время имиджу Тутаева, да и районные власти смогут небезосновательно занести себе в актив сие благое начинание. Однако, как мне кажется, не все так просто и радужно, и если с пропагандистской точки зрения вопросов к проекту нет, то с экономической они все же имеются.

Канатная дорога обойдется областным налогоплательщикам, по прогнозам специалистов, в 4 миллиона евро. Она станет дополнением к грузовому парому, убытки которого в сезон навигации исчисляются 767 тысячами рублей, и альтернативой перевозке пассажиров с помощью теплохода «Москва», вопрос об аренде которого вот уже несколько лет никак не может решиться. Если учесть, что с экономической точки зрения убытки возможной пассажирской и действующей грузовой переправ примерно равны, то получается, что амбициозный проект по строительству фуникулера будет окупаться по меньшей мере 91(!) год. Кроме того, необходимо будет финансировать из районного бюджета еще и расходы по обслуживанию и эксплуатации данного транспортного средства, а значит, придется установить такую стоимость проезда, которая сможет покрыть или хотя бы минимизировать возможный дефицит. Оснований полагать, что она будет ниже, чем на грузовом пароме, а тем более у частников, оказывающих свои услуги всего за 10 рублей, практически нет, ведь низкую цену в рыночных условиях определяет высокий спрос, а в Тутаеве он вряд ли станет таковым. По нескольким причинам.

Не слишком обеспеченное тутаевское население, выбирая между комфортабельным, весьма престижным, но, скорее всего, более дорогим фуникулером и традиционно доступной моторной лодкой, остановит свой выбор именно на ней или на грузовом пароме, к которому уже многие привыкли. Это летом — в период навигации. А зимой обыватель вообще вряд ли захочет тратить деньги и решит насладиться приятной во многих отношениях зимней прогулкой по льду, правда, не всегда безопасной, зато бесплатной. Таким образом, канатная дорога будет более или менее востребованной лишь в уже описанный период межсезонья, когда она сможет весьма успешно конкурировать с автотранспортом. Хотя есть опасения, что и цены к этому времени станут выше, чтобы компенсировать неудачи прошлых сезонов. В остальные же месяцы пользоваться, спору нет, удобной возможностью станут лишь туристы, на которых и будут, видимо, возлагаться большие надежды, высокопоставленные гости города и весьма небольшой процент обеспеченных жителей. Конечно, в силах местной администрации запретить деятельность частных перевозчиков, а то и грузовой паром упразднить, и практически не оставить горожанам выбора, тем самым обеспечив определенный успех своей задумке, но, боюсь, что такой шаг лишь обострит проблему. В подобных условиях, думаю, можно не говорить об экономической эффективности проекта, который, по всей видимости, будет убыточным. А если так, то непонятно, почему местные власти несколько раз отвергли идею организации движения теплохода «Москва», ссылаясь на недостаточность финансирования, но потом согласились на грандиозную, но такую же нерентабельную канатную дорогу. Ведь по большому счету обывателю важно, чтобы его неурядица исчезла, а не приобрела другой вид, ведь человеку обычно не нравится, когда под видом его проблем решаются несколько иные.

Быть может, кто-то, читая эти строки, ошибочно подумает, что их автор выступает против позитивного развития Тутаевского района или не желает, чтобы его родной город выглядел красивым и современным. Просто мне кажется, что малая родина — это прежде всего люди, которые ее населяют. Со своими проблемами, ожиданиями и надеждами. И развитием района в этой связи как раз и является улучшение и облегчение их жизни. Поэтому важно, чтобы действия чиновников при этом были последовательными и продуманными, а наиболее доступные решения, как, скажем, аренда теплохода «Москва», в прошлом решавшая все проблемы с пассажирской переправой, не отвергались в пользу других, обоснованность которых еще предстоит доказать временем. Хотя в Тутаеве, возможно, просто не привыкли искать более простых путей?..

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page