Кооператор пайщику первый помощник

Потребительское общество «Карачиха» уже третий год возглавляет председатель совета Марина Васильевна Нефедова. Профессионал в торговле, она прошла путь от продавца до руководителя кооперативной организации. Сегодняшняя стабильная работа семнадцати предприятий — заслуга коллектива и, несомненно, ее лично. Важна и постоянная информационно-юридическая помощь облпотребсоюза.

Сегодня есть у «Карачихи» большая проблема с арендой и выкупом муниципальных зданий, в которых находятся сельские магазины. С той социальной миссией, что выполняет потребкооперация, помогая выжить деревенским жителям, хотелось бы рассчитывать ей и на помощь властей.

Потребительское общество «Карачиха», расположенное в Ярославском районе, имеет свою историю. Образовалось оно в 1948 году, в следующем году будет отмечать свое шестидесятилетие. Раньше оно называлось зверинцевское сельпо, потом стало совхозрабкоп «Молот». И вот уже в течение семи лет потребобщество «Карачиха», которое хозяйствует самостоятельно, регулярно отчитываясь о своей деятельности перед пайщиками. Сеть обширна — семнадцать предприятий. 12 магазинов, три кафетерия и три парикмахерские. Отличается от сети потребительских обществ других районов тем, что в «Карачихе» отдают предпочтение торговым комплексам, где обязательны продуктовый и промтоварный магазины, кафетерий, парикмахерская. Например, в Карачихе комплекс расположен в центре поселка и на оживленной трассе. Удобно и местным жителям, и проезжающим, всех ждут богатые прилавки, горячие обеды и услуги парикмахера.

В обществе 1840 пайщиков. Они участвуют в жизни своего общества. Ежегодно собираются по населенным пунктам и выслушивают отчет о проделанной работе членов совета общества, вносят свои предложения. А избранные 20 уполномоченных от каждого кооперативного территориального участка уже имеют право голоса на совете. В каждом магазине потребкооперации есть стенд, где дается полная информация о деятельности общества, и обязательно есть народная библиотечка, в которой пайщики могут обменяться интересными книгами. Есть и место, где они могут пообщаться и попить чай с печеньем. Это все немаловажно, потому что в селах и деревнях людям общаться негде, нет клубов, библиотек, закрыли отделения связи. А кооператоры не бросают людей, даже в самых отдаленных деревнях. Магазины принимают у населения овощи, которые реализуют по всей сети. Продают комбикорма. Крупногабаритные товары, например, бытовую технику, доставляют покупателю домой.

В обществе «Карачиха» коллектив в 70 человек ежедневно трудится для своих пайщиков и для населения. Работают в основном кадры с 30 — 40-летним стажем, надежные и проверенные временем, что немаловажно в торговле. Есть и молодежь. Все предприятия находятся на территории Ивняковского сельского поселения, в поселках Карачиха и Ивняки, селе Сарафоново, деревнях Бекренево, Терехово, Медведково, Дорожаево, Богослов. В самых малочисленных деревнях организована выездная торговля. Ежедневно автомагазин в дороге. Продавец Валентина Павловна Чечина знает своих покупателей поименно. Осенью и весной машина останавливается у деревни, где заканчивается асфальт, а дальше непролазная грязь, и продавец разносит товар по домам. Ждут ее старики и старушки как мессию. А Валентина Павловна и свежий хлеб доставит, и весь товар по заказу, еще и доброе слово скажет. Часто приходится ей быть соцработником, выслушивать жалобы, хлопотать о справках. И низкий поклон ей за такое отношение к людям.

Потребкооперация всегда занималась благотворительностью. Помогают чем могут церкви в селе Сарафоново. Обязательно участвуют в проведении различных мероприятий, Дня пожилого человека, Дней села и организовывают выездную торговлю по окончании посевной сельхозпредприятия «Пахма». Стараются не отказывать всем, кто просит помощи. Во всех торговых предприятиях: в магазинах, парикмахерских, кафетериях — обязательны скидки для инвалидов, ветеранов и для детей. А на продукты иногда и наценки делают меньше, чем в городе, жалеют местных жителей.

Парикмахер Татьяна Анатольевна Васькина имеет 25 лет городского стажа и пять лет сельского. Она делает стрижки и прически в поселке Карачиха и выезжает в села и деревни. Часто по просьбе идет в дома, иногда приходится стричь всех членов семейства, от старичков до детишек. Кстати, она высококвалифицированный мастер, а услуги ее намного дешевле, чем в городе.

Современный магазин в селе должен выдерживать конкуренцию и с городскими магазинами. Потому потребительское общество «Карачиха» считает необходимым вкладывать деньги в ремонт зданий и покупку современного холодильного оборудования, красивые витрины. Продовольственный магазин в поселке Карачиха первым перевели на самообслуживание. На очереди магазин в селе Сарафоново. Правда, снова встает больной вопрос о муниципальных зданиях. Одно дело — вкладывать средства общества в ремонт своих зданий, другое — в муниципальные, которые планируется продавать. Таких пять магазинов, что находятся в муниципальных зданиях у общества «Карачиха». Причем все в отдаленных деревнях. Участвовать в аукционах потребкооперации тяжеловато, у частного бизнеса денежек побольше. И терять здания магазинов, особенно в деревнях Медведково, Богослов, просто невозможно. Ведь тогда жители этих отдаленных населенных пунктов останутся без магазина, а значит, без свежего хлеба и без набора других необходимых качественных продуктов. Частный предприниматель вряд ли туда пойдет, больших доходов там нет. Зато есть социальная необходимость. Кооператорам хочется, чтобы муниципальные власти не включали эти объекты недвижимости в ежегодно принимаемые планы приватизации. Ведь интересы здесь одни — не оставить население без магазина. Еще стоит сказать и об арендной плате, которую устанавливают для кооператоров муниципальные власти. Если раньше она была 700 тысяч рублей в год, то сейчас — 1200 тысяч рублей. Вкупе с коммунальными платежами эта сумма является тяжким бременем и в конечном итоге включается в цены на товар. Опять же надо учитывать, что доход деревенского магазина небольшой. Потребкооператоры убыточность деревенских магазинов закрывают за счет рентабельности магазинов в поселках Карачиха и Ивняки. Здесь важнее сохранить сеть и своих пайщиков. Еще муниципальные власти перестали оплачивать расходы на бензин автомагазину развозной торговли. Тоже не мелочь для кооператоров, которым зимой приходится даже оплачивать расчистку дорог до деревень и магазинов, чтобы ежедневно завозить свежие продукты для населения. Потребкооперация привыкла работать добросовестно и в интересах людей, может, пора муниципальным и областным властям начинать ей помогать решать болевые моменты хотя бы в отношении деревенских магазинов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page