Без стояков и санфаянса

С 1 января 2006 года все живут под прессом нового Жилищного кодекса. Что же изменилось с его введением?

Ремонт и содержание жилья остались прежними — никакого ремонта, никакого содержания, за исключением работы дворника. Обшарпанные подъезды, залитый фекалиями подвал, разваливающиеся входные ступени, оборванная, местами сгоревшая электропроводка в подъездах — таков неприглядный вид пятиэтажного дома N 52 на улице Менделеева в Переславле. И не только его одного.

Ссодроганием вспоминаю прошедшую зиму и обеспечение моей квартиры теплом. Впрочем, об этом лучше и не вспоминать. Дом стареет, а вместе с ним и система отопления: стояки, радиаторы, разводки — все требует замены. Никакая наладка и регулировка не смогут обеспечить нормальное отопление — все забито накипью, да и санфаянс отслужил свой срок. Все надо менять. А это уже десятки тысяч рублей.

В городе с конца 2005 года появилось унитарное муниципальное предприятие «Управляющая компания» со своим весьма солидным аппаратом, который содержится за счет квартиросъемщиков. Решила ли эта организация, существующая на деньги жителей города, хотя бы одну проблему по дому лучше, чем решало ЖКХ? Ответ однозначен — нет! Так зачем нужна еще одна руководящая и направляющая компания?

Правда, у нее лучше получается востребование долгов по оплате услуг, чем у бывшего ЖКХ, да еще непомерное увеличение тарифа на ремонт и содержание жилья, который зависит полностью от решения местной власти. Так, только за время существования компании (а это весь прошлый год и 8 месяцев текущего года) тариф по оплате содержания и ремонта жилья увеличился по сравнению с 2005 годом в 2,9 раза, а пенсии в 2006 году увеличились всего на 11 процентов, а в 2007 — на 8,6 процента. Как же могут пенсионер, инвалид да житель со средним заработком удовлетворить непомерно возрастающий аппетит нашей «Управляющей компании»?

Ее руководитель Светлана Муленкова сама говорит о своей фирме как о полузаконной организации, осуществляющей свою деятельность в переходный период. Что это за период и как долго он будет продолжаться, знает одна Светлана Геннадьевна. Районная прокуратура на запросы жителей дала такой ответ: существующая в городе «Управляющая компания» не является управляющей компанией, предусмотренной Жилищным кодексом РФ. Как понимать, что организация, управляющая жилищно-коммунальным хозяйством города, не является управляющей компанией в понимании нового Жилищного кодекса?

Вся эта неразбериха, негативное отношение жителей к существующей в Переславле системе управления жилищно-коммунальным хозяйством вызвали застой в формировании ТСЖ и действительно настоящих компаний по управлению домами.

Настороженное отношение к новому Жилищному кодексу, к реформе ЖКХ в целом, предусматривающей стремление государства переложить все материальные затраты по ремонту и содержанию жилищного фонда и коммуникаций на тощие кошельки жителей, подвигло власть принять федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (N 185-ФЗ от 21.07.2007 г.).

Создание различных фондов, в том числе и государственных, вызывает у меня неоднозначную реакцию. Появляются руководители фонда, чиновники со своим аппаратом по распределению средств фонда. А это и заработная плата, и помещение, и оборудование, и многое другое, что потребует затрат из того же фонда. Экономисты подсчитали, что только на ремонт и восстановление существующего в стране ЖКХ необходимо уже сейчас 12,5 триллиона рублей (программа «Времена» Владимира Познера от 17.06.2007 г). Средства фонда составляют 250 миллиардов рублей. То есть фонд изначально не предусмотрен для решения комплекса проблем ЖКХ в стране, а создан, чтобы дать определенный импульс проводимой реформе. Из чего можно сделать вывод: нам, как законопослушным гражданам, придется жить в жестких рамках нового Жилищного кодекса.

Что-то получить городу на капитальный ремонт жилого фонда, на переселение горожан из аварийного жилья будет очень и очень трудно.

Судите сами, вот какие условия ставит закон (гл. 5 ст. 14 п. 1): «Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии:

а) управления такими организациями (имеется в виду управляющими компаниями — прим. авт.) не менее 8 — 10 процентами многоквартирных домов, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, — в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда с 1 января 2010 года.

Статья 19 определяет порядок принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда. В ней говорится, что средства будут выделяться в пределах установленного для каждого субъекта РФ лимита. Чтобы получить финансовую поддержку, муниципальным образованиям необходимо в установленные сроки подать заявку и защитить ее в регионе, регионы, в свою очередь, подают и защищают заявку в фонде, причем с разбивкой по муниципалитетам и адресным указаниям каждого дома. Пункт 4 этой же статьи определяет порядок отказа от предоставления субъекту РФ финансовой поддержки за счет фонда. Одной из причин отказа является невыполнение подпункта а) пункта 1 статьи 14, то есть если не будет 10 процентов многоквартирных домов, содержание и ремонт которых осуществляется частными управляющими компаниями.

Попросту говоря, для капитального ремонта дома из средств фонда необходимо, чтобы он попал в число домов, управление которых осуществляется частной управляющей компанией. Кстати, к таким управляющим компаниям законом предъявляются весьма жесткие требования, особенно в части собственных средств в уставном капитале. Затем настоящей управляющей компании необходимо подать все документы, включая смету на ремонт, в администрацию города. И если дом попадет в региональную ведомость и фонд примет положительное решение о выделении средств, то только в этом случае появится гарантия его капитального ремонта: полного или частичного.

Несмотря на то что система получения средств на капитальный ремонт многоквартирных домов непроста, Переславль-Залесский с его изношенностью жилищного хозяйства и отсутствием собственных средств на ремонт домов и коммуникаций должен вписаться в программу фонда, что даст городу дополнительные финансы и в конце концов ограничит рост тарифа на содержание и ремонт жилья.

Хотя я негативно отношусь к новому Жилищному кодексу, закон есть закон, и его надо выполнять. Тут альтернативы нет. Поэтому считаю, что мы, горожане, должны помочь администрации вписаться в фонд содействия реформированию ЖКХ и получить от этого 250-миллионного пирога свой маленький кусочек. Для этого необходимо вступать в ТСЖ, кооперативные товарищества и выбрать себе управляющие компании, которые охватывали бы на первое время 8 — 10 процентов многоквартирных домов.

Вот тут и загвоздка. Нет у нас таких подготовленных компаний. По утверждению руководителя все той же полузаконной управляющей компании Светланы Муленковой, из шести субподрядных организаций, занимающихся ремонтом домов, вырисовывается всего лишь одна «Белая линия». Руководители остальных, по ее словам, не хотят брать на себя управляющие функции, боятся бумажной волокиты. Есть еще время до мая 2008 года, когда мы окончательно должны определиться с этими самыми ТСЖ, ЖК, управляющими компаниями. Задача администрации — подыскать организации, индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в этой работе. За оставшееся время организовать учебу их руководителей и предъявить нам для выбора настоящей управляющей компании.

Полностью поддерживаю предложение председателя гордумы Ивана Анюховского о том, что создаваемые управляющие компании должны одновременно заниматься и управлением, и ремонтом. С предложением о создании единого расчетного центра согласиться не могу, так как это скрытая попытка централизовать средства управляющих компаний в одних руках. При попадании города в программу фонда необходимость создания такого расчетного центра отпадет сама собой.

Если мы, жители города и наша администрация, не выполним эти условия, то останемся без поддержки фонда. А значит, опять будем заложниками управляющих компаний, навязанных нам администрацией. Опять будут расти тарифы на содержание и ремонт жилья, а никакого ремонта не будет.

А как же быть со стояками и радиаторами, с санфаянсом (ванны, унитазы, умывальники, мойки) в домах, которые простояли 25 и более лет? В этом случае необходимо настоятельно требовать от администрации города выполнения закона «О приватизации», согласно которому с изменением формы собственности, с передачей объектов собственности от одного владельца к другому, объекты собственности, если нет иных положений, определенных договором, владеющая организация передает с соблюдением технических условий, обеспечивающих нормальное функционирование данного объекта. Вспомните, при приватизации жилья никто никакого договора с жителями не заключал. При передаче мест общего пользования жителей домов вообще не спрашивают, хотят ли они иметь в собственности кусок чердака, подвала, лестничного марша и т. д. Новый Жилищный кодекс категоричен — это твое, плати за содержание и ремонт.

Кто ранее был собственником наших домов? Нет никаких сомнений, жилые дома — муниципальная собственность. Кому передана и продолжает передаваться эта самая муниципальная собственность? Ясно, жителям приватизированных многоквартирных домов. Исходя из чего каждый житель многоквартирного дома в соответствии с законом «О приватизации» может потребовать от администрации проведения капитального ремонта не только мест общего пользования, но и своей квартиры либо возмещения денежных средств по смете на проведение ремонта, естественно, с соблюдением сроков капитального ремонта. Срок действия закона «О приватизации» заканчивается 2010 годом.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page