Анна берсенева: мелодрамы у нас снимать не умеют

Ярославль посетила писательница и сценарист, автор многосерийных теленовелл «Капитанские дети» и «Слабости сильной женщины» Анна Берсенева, в миру — Татьяна Сотникова. Сейчас в нашем городе снимается новый сериал «Ермоловы» по ее роману «Яблоки из чужого рая». В главных ролях: Ада Роговцева, Анна Большова, Владимир Симонов, Беата Тышкевич.

— Анна, расскажите, как проходят съемки.

— В Диеве-Городище. Это дивно красивое место. В деревне Сретинское мы снимали родовое гнездо Ермоловых. Там был большой съезд актеров. Многих я увидела впервые. Особенно восхитила Анна Большова. Она играет женщину, которая старше ее на 10 лет, и относится к этому абсолютно спокойно. А в другой сцене ей лет 16, даже пришлось заплести косички.

— Слышала, над сериалом работают две съемочные группы.

— Одна, во главе с режиссером Владимиром Краснопольским («Тени исчезают в полдень, «Две судьбы»), снимает ретро — 20-e, 40-е, 50-е годы в Белоруссии. Недавно они побывали в одном из замков Минска. Другая, с Сергеем Виноградовым, — современность. Начались съемки в Крыму, потом была Средняя Азия — то самое место, где снималась «9-я рота» Бондарчука. Впереди — Италия. А квартирой Ермоловых стали интерьеры «Мосфильма».

— О чем картина, если не секрет?

— О личной ответственности. Фильм повествует о жизни нескольких поколений семьи. Родоначальник семьи Константин Ермолов совершает подлость, предает любимую девушку. Ее бросают в подвалы НКВД, а потом она томится в тюрьмах, лагерях. И это опустошает не только его душу, но начинают страдать и его потомки до пятого поколения.

— Анна, какое у вас образование?

— Я окончила журфак белорусского университета и аспирантуру, а потом литинститут по специальности «Теория литературы», защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас преподаю в литинституте на кафедре художественного перевода.

— Анна, вы начинали как критик, но стали писателем. Обычно бывает наоборот — неудавшиеся писатели идут в критики. Когда вы впервые взялись за перо?

— Это случилось в 1995 году. Тогда было модно делать книги по известным сериалам. Мне повезло — досталась не мыльная опера, а «Соседка» Трюффо. Потом мне предложили написать любовный роман. За дело взялась серьезно. Даже прочитала ислледование «Любовный роман на российском книжном рынке». Пыталась писать — получались одни клише.

Потом стала искать что-то свое. Так появился новый жанр — городской женский роман. Сейчас у меня вышло 8 романов, а всего их 16. Их героями становятся люди различных профессий: учителя, медсестры, архитекторы, врачи, стюардессы, даже каскадерши и клоунессы.

— Вы сами пишете сценарии к своим книгам — это большая редкость.

— Знаете, первый опыт — «Капитанские дети» — получился не очень удачным. Тогда, в 2003 году, в моде были боевики. Да и до сих пор у нас, к сожалению, не умеют снимать мелодрамы.

— Чем обусловлен ваш псевдоним?

— Юношеской глупостью. Решила, что коллеги-критики засмеют и все будут говорить мне и моему мужу, что такое пишет эта дама. И мне очень хочется заменить псевдоним настоящим именем, но против выступают издатели. А мое настоящее имя можно увидеть на последней странице обложки.

— Вы вносите в книги свое, личное?

— В моих книгах нет ни одного прототипа. Мои герои выдуманы от начала до конца. Но иногда знакомые обижаются — узнают себя. Бывает, что герои мне снятся, что-то требуют, сами определяют развитие сюжета, становятся живыми.

— А у вас есть слабости?

— Пожалуй, немного. Разве что люблю есть на ночь.

— Анна, расскажите о вашей семье.

— Мой муж — прозаик Владимир Сотников, обычно говорят — детский писатель, но он пишет и для взрослых. Просто детских книг у него больше. Мы познакомились в Минске на первой картошке. Мне было 17, ему 20. Мы вместе 27 лет, и не было минуты, чтобы он был мне неинтересен. У нас двое сыновей. Старшему, Ивану, 23 года, он пошел по моим стопам — окончил литинститут, работает журналистом в газете «Газета», младшему, Даниле, 14 лет, он учится в гимназии.

— С кем из писателей вы дружите?

— Я очень благодарна судьбе за то, что она подарила мне добрые человеческие отношения с Андреем Георгиевичем Битовым. Сейчас муж пишет сценарии по его роману «Улетающий Монахов». С Поляковой, Дашковой я знакома. Тепло и дружески общаюсь с Донцовой. О том, как начиналась наша дружба, она описала в своей книге «Записки безумной оптимистки».

— Как вы пишете книги?

— На компьютере. Еще в школе я освоила профессию машинистки — слепой десятипальцевый метод. Пишу со скоростью мысли.

— С вами консультируются при подборе актеров?

— Советуются, но решающее слово остается за режиссером. Что касается «Ермоловых», кастингом я довольна.

— Слышала, вы сами снимались в кино?

— Слишком громко сказано. Это была сцена свадьбы. Не хватало массовки, и меня пригласили сыграть одну из гостей. А я еще, как назло, оделась тогда во все черное. Снимали в старом доме, открытом всем ветрам. Мороз был жуткий. Я стою, дрожу, глупо улыбаюсь и жду, когда камера отвернется.

— Анна, что вы пожелаете своим читателям?

— Любви. Это способ, с помощью которого человек разговаривает с Богом. Только это высокое чувство приподнимает нас над скучной реальностью, позволяет нам стать лучше и чище душою.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page