Студентка света пакует чемоданы

Влияние телевидения на нашу жизнь очевидно, особенно на молодежь. Пример тому, на мой взгляд, выбор жизненного пути моей соседкой Светой Куляпиной.

ДЕВОЧКА ИЗ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ

Наша тяга к семейным династиям, она из советских времен: «должен и сын героем стать, если отец герой», то есть если уж отец тракторист, то сыну вроде бы грешно было мечтать даже стать юристом.

Вот и Света Куляпина родом из потомственной крестьянской семьи. Ее дед Михаил Васильевич и бабушка по отцовской линии Нина Ивановна были всю жизнь животноводами, передовиками, в борьбе за большое молоко потеряли силы и здоровье. Бабушка и дедушка по линии матери оказали меньшее влияние, так как жили достаточно далеко от наших мест, хотя именно в их семье есть слабый прорыв в интеллигенцию — дед работал в сельсовете.

Родители Светы тоже потомственные крестьяне. Отец Николай Михайлович хоть и вырос на ферме, с детства помогая родителям, все-таки сделал слабую попытку вырваться из навоза, выучился на механизатора и вот уже более тридцати лет в колхозе чуть ли не главный «и жнец, и на дуде игрец», то есть в его распоряжении и силосоуборочный комбайн, и зерновой, и гусеничный трактор, только успевает пересаживаться из одной кабины в другую, особенно сейчас, когда в колхозе наблюдается такой острый кадровый дефицит, он и в самом прямом смысле стал человеком незаменимым.

Мать Светы Людмила Алексеевна приехала к нам в колхоз молоденькой девочкой после окончания Козьмодемьянского техникума. Работала сначала простым бухгалтером, а после ухода на пенсию главбуха Анны Ивановны Береневой Людмилу Алексеевну, несмотря на молодость, назначили на эту должность. Так и проработала больше двух десятков лет, а когда собрался перед пенсией сменить профессию председатель Виктор Павлович Глибин, общее собрание колхозников тайным голосованием избрало председателем правления своего главбуха Людмилу Алексеевну.

При такой головокружительной карьере матери Свете и Бог велел идти в пошехонский техникум и получать профессию бухгалтера, что она и сделала пять лет назад.

ДЕТСТВО КОНЧИТСЯ КОГДА-ТО…

За годы работы в школе много я повидала разных девочек, были среди них и зубрилки, и пофигистки, были «железные кнопки» и лапушки, которые при всей своей лени и безалаберности умели забраться в учительское сердце и остаться там навсегда, были ранние гулены и те, для кого мальчишки не представляли никакого интереса, кроме как погонять мяч за компанию. Свету Куляпину я не могу отнести ни к одному из перечисленных типов. Ее нельзя было назвать зубрилкой, хотя учеба не давалась ей слишком легко, но она всегда была готова к любому уроку, отвечая осмысленно, с полным пониманием того, о чем говорит. Пофигизма в ней, естественно, и в помине не было. А вот от «железной кнопки» что-то было, всегда чистенькая, подтянутая, никаких лишних движений. Скажу, бывало, маме:

— Хорошая у вас Света, только вот улыбается редко.

Людмила Алексеевна улыбнется в ответ:

— А и нечего зубы скалить по пустякам.

Заглядывая, как водится, в будущее детей, мне казалось, что Света станет учителем математики. Тем более что старший брат Евгений к тому времени уже учился в Угличском филиале Ярославского

педуниверситета, поставив жирный крест на крестьянской династии.

Когда же Света после окончания основной школы поступила в пошехонский колледж, мне даже стало грустно: жаль, что еще один птенец испугался высокого полета. Я тогда и предположить не могла, что это была четко просчитанная программа семьи Куляпиных, своеобразный семейный маневр — дать возможность Жене закончить университет, а Свете пока учиться вблизи дома, считай что на домашних харчах, потому что учить двоих вдали от дома на мизерные колхозные зарплаты было просто невозможно.

БУДЕТ СВОЯ КАМЕНСКАЯ

В тот год, когда Женя окончил университет и начал работать в школе, Света вполне успешно окончила колледж, и на семейном совете было принято решение, что она продолжит образование. Вот тут-то и таится для меня загадка: почему Света сделала такой крутой поворот в сторону от наметившегося вроде бы жизненного пути — решила поступать в Смоленский филиал Московского университета МВД?

Мне все-таки думается, что свою роль сыграло телевидение, бесконечные сериалы «про ментов», в которых среди неглупых, деятельных мужчин обязательно женщина — яркая, энергичная, шутя распутывающая самые тугие клубки, мозговой центр всей группы. Мужчина в форме и то всегда впечатляет, а уж женщина в форме — особый интерес.

Света же считает, что фильмы тут ни при чем, просто захотелось разорвать привычный круг, захотелось уехать подальше от дома и попробовать себя в совершенно новом деле.

Районный отдел милиции дал ей направление, и Света поехала поступать. Но все оказалось не так просто, как это было в родном колледже. В общем, она провалилась. Никто не видел слез отчаяния ни у нее, ни у мамы — не та порода, чтобы показывать свои слабости на людях, хотя слезы, наверное, были, а вместе с ними и железное решение: поступать еще раз. Зиму эту Света зря не теряла, ездила в Рыбинск на курсы, осваивала компьютерную программу на тот случай, если и вторая попытка окажется неудачной.

Но на этот раз ей повезло, хотя в общем-то дело не в везении, а в упорной подготовке и в работе над теми ошибками, которые допустила в первый раз.

Сейчас Света пакует чемоданы. Уже решен вопрос с квартирой для проживания, уже выдана и подогнана по фигуре форма. И семья обещает всячески поддерживать.

Спрашиваю Свету:

— Что ты пожелаешь на прощание родному дому?

— Чтобы он был, — серьезно отвечает она, — чтобы всегда было куда вернуться. Чтобы были живы и здоровы родные. И чтобы верили в меня.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page