А он мечтал о небе

Карабулинская развязка… Многие ли жители областного центра знают, почему ее так именуют? Понятно, что название пошло от улицы Карабулина в Красноперекопском районе Ярославля, через которую будет проложена новая трасса. Но вот кто такой Николай Карабулин и почему его именем названа улица, помнят единицы.

Это произошло осенью 1941 года. Одинокий Ил­2 летел над лесом, тронутым золотым багрянцем. Переваливаясь с крыла на крыло, самолет наконец приземлился на поле.

Советские воины нашли летчика в изрешеченной зенитками машине в тяжелом состоянии больше 20 ран в лицо, спину, левую руку. Истекающий кровью человек рассказал, что в группе штурмовиков он бомбил Смоленский аэродром, где было уничтожено 20 фашистских бомбардировщиков. Вражеский зенитный снаряд пробил крыло самолета, второй разорвался в кабине.

Летчик отказался отправиться в санчасть. А когда бойцы оказали ему помощь, взлетел и привел самолет на базу… Это был ярославец Николай Михайлович Карабулин, бесстрашный, напористый, готовый на самопожертвование. В боях под Смоленском, Ярцевом, на Западной Двине и у озера Веружины командир эскадрильи проявил себя смелым и волевым летчиком. Благодаря ему было уничтожено 23 фашистских танка и более 30 вражеских самолетов.

Герой Великой Отечественной войны Николай Карабулин родился в деревне Торханка Ярославской области в 1918 году. Его отец Михаил Иванович был председателем колхоза, а мать занималась хозяйством и растила детей, которых кроме Николая было семеро. После школы Карабулин работал токарем на заводе «Пролетарская свобода», но мечтал о большем. Не раз, глядя в облака, юноша представлял, как взлетает ввысь на боевом истребителе и из поднебесья машет рукой родным и друзьям. А потом, сделав пару кругов в воздухе, благополучно сажает самолет на землю и, окрыленный успехом, возвращается домой.

Счастливый случай позволил мечте воплотиться в жизнь. Однажды от приятеля Николай узнал про аэроклуб и записался туда. С тех пор чуть ли не ежедневно он приходил на занятия. А после аэроклуба окончил летную школу. Молодой человек, возможно, пошел бы и дальше учиться. Но его планы прервала война.

Великолепное боевое мастерство Николая Михайловича проявилось в дни великой битвы на Волге. Тяжелые вылеты совершались то и дело. По 5 7 раз в день водил летчиков в бой 24летний командир эскадрильи и штурман полка Карабулин. Летчики любили летать с ним. Он был находчив и смел, в самой сложной обстановке точно выводил на цель, первым наносил удар по врагу и приходил на выручку в опасную минуту. По всему фронту гремели имена отважных штурмовиков ярославца Николая Карабулина и угличанина Виктора Голубева. О подвигах друзей писали газеты. Во время битвы на Волге Николай Михайлович уничтожил 50 танков, 15 самолетов, 70 автомашин и почти полк фашистов.

Свой последний вылет Карабулин совершил 5 июля 1943 года под Курском. Собрав эскадрилью, командир повел ее на штурм. Но внезапно два «ФоккеВульфа­190», специально выделенные для охоты на прославленного летчика, за минуту до атаки выскочили из тучи и обстреляли ведущего. Ил­2 упал на землю. Карабулин погиб. А его боевые друзья продолжили бой и отомстили фашистам за командира. А потом до самого Берлина они летали на самолетах, на бортах которых было написано «За Николая Карабулина!».

Еще в войну Карабулина вызывали в Кремль и вручили ему Золотую Звезду Героя Советского Союза. А после приказом Наркома обороны СССР Карабулин был навечно зачислен в списки авиационного полка, в котором он служил. В марте 1963 года на ярославском машиностроительном заводе «Пролетарская свобода» открыли музей боевой славы, где оформлены стенды о героях­летчиках. Именно по ходатайству рабочих и служащих предприятия в ноябре 1963 года Подосеновская улица Ярославля была переименована в Карабулина.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page