Стойкий деревенский солдатик

«Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю». — Я скажу: «Не надо рая — дайте Родину мою», — эти строки великого поэта вспоминаются при взгляде на полотна Геннадия Дарьина, чья выставка «Русская деревня в пейзажной живописи» проходила в центральном выставочном зале ярославского Союза художников.

Геннадий Александрович Дарьин — народный художник России, лауреат областной премии Опекушина. Художнику от Бога, так именитые живописцы называют Геннадия Дарьина, 85. Верхневолжский старожил, он уже десятки лет прославляет Ярославский край, и многие его выставки в различных городах страны посвящены природе средней полосы России. Геннадий Дарьин — единственный из ярославцев, чьи работы включены в престижное издание «1000 русских художников». В 1959 году он создал произведение «Весеннее утро», которое вошло в золотой фонд советского искусства и относится к одной из лучших жанровых лирических работ второй половины ХХ века.

К живописи Геннадия Дарьина тянуло с детства. Сколько себя помнит, он всегда рисовал — на уроках, на полях школьной тетради, в кружке рисования. Благо на отсутствие натуры было грех жаловаться. На окраине Ярославля, где жил будущий художник, под окнами во дворе росли роскошные сосны. А краски маленький Гена воровал у дедушки — он был маляром. Позже одаренный юноша поступил в Ярославское художественное училище, мечтал об Академии художеств, но планы оборвала война. Там, на фронте, в снегах и болотах, было не до мольберта. Геннадий Дарьин был сапером, имел ранение, награжден боевыми наградами. В легендарную Репинку он все-таки поступил в победном 1945-м. Учился у выдающегося русского художника Бориса Иогансона, прославившегося полотнами на историко-революционную тему. С педагогами Дарьину повезло: это были ученики Коровина, Репина. Именно от них он унаследовал любовь к реалистическому искусству, которую сохранил на всю жизнь.

В экспозиции в трех залах разместилось более 150 работ. По сравнению с эпатажными и броскими картинами современных художников живопись Дарьина подобна глотку свежей родниковой воды. С его полотен глядит сама история, Русь уходящая, от чего становится немного грустно. На полотнах

нежно звенящая колоколами русская глубинка, есенинская чистая Россия. Серые покосившиеся хатки, вспаханные поля, огороды, лодочки, теплые вечера. Он старательно запечатлевает на холсте и баньку из темных бревен, и черемуху, умытую майским дождем, их ненавязчивую и скромную прелесть. А заросшие пруды и сосновые леса воскрешают в памяти полотна Шишкина. Геннадий Александрович очень любит поэзию, особенно Пушкина: в названиях некоторых картин, например, «Стоял ноябрь уж на дворе», и впрямь слышится пушкинский размер. Среди работ 60-х годов попадаются и индустриальные пейзажи типа «Красноярская ГЭС строится», но нигде не встретишь плакатов и лозунгов. Геннадий Дарьин никогда не был конъюнктурным художником и всегда писал то, что любил. Несмотря на преклонный возраст, Геннадий Александрович выглядит удивительно свежо и молодо, он по-прежнему много и плодотворно работает, ездит на пленэры. Все эти годы с ним рядом находится его Муза, жена Елена, с которой они прожили душа в душу 38 лет, воспитали детей и внуков. По стопам отца пошла старшая дочь Елена: она художница, искусствовед.

Одновременно с открытием выставки произошла презентация книги Геннадия Дарьина, где автор рассказывает о своих поездках в глубинные районы Севера России, путешествиях по Костромской и Ярославской областям, быте русской деревни и встречах с местными жителями. В этих творческих поездках его коллегами были художники, которые впоследствии составили славу российского искусства, в том числе Владимир Стожаров, Юрий Семенюк, Федор Новотельнов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page