В плен у маршруток

Первые маршрутные такси появились в Ярославле в 1999 году. Горожане встретили это новшество с радостью. Оплата за проезд была не столь велика, а удобства весьма ощутимы: во-первых, остановки где хочешь, во-вторых, время в пути короче.

В общем, на своем начальном этапе маршрутки и вправду были похожи на такси. Время шло — обстоятельства все больше и больше поворачивались лицом к маршрутным перевозкам. И не почему-либо, а просто потому, что общественные пассажирские автобусы едва ли не на треть давно уже отслужили свой рабочий ресурс и ремонту не подлежали. Закупать же новые было весьма накладно для городской казны. И на рынок пассажирских перевозок хлынул частник.

ЛЮДЕЙ ВОЗИТЬ — НЕ ПОМИДОРАМИ ТОРГОВАТЬ

Сегодня мы имеем такой расклад: в ПАТП-1 из 200 автобусов, бывших на линии до периода нашествия маршруток, осталось 150, в ЯрАТП — из 70 — 40, порядка 20 автобусов перешло в частные руки. У 138 индивидуальных предпринимателей, занимающихся пассажирскими маршрутными перевозками, сосредоточено сейчас 590 автобусов — 381 ПАЗ и 209 «Газелей». Еще 70 маршруток находятся в муниципальной собственности и принадлежат ПАТП-1. Цифры наглядно говорят о том, что пассажирские перевозки медленно, но верно переходят к частнику. И еще они говорят о том, что примерно две трети маршрутных такси выполняют роль обыкновенных пассажирских автобусов. И многие из горожан садятся в них вовсе не потому, что в них комфортней, комфорта там теперь даже меньше, чем в больших автобусах, а потому, что просто надо куда-то садиться, чтобы доехать куда надо. И все бы ничего, да вот только платить за такой дискомфорт приходится на 4 рубля больше. А шансов доехать до места назначения живым и невредимым становится все меньше.

Когда к частнику переходит торговля помидорами, в этом ничего опасного нет. Поднимет он цены, так можно поискать где подешевле, в крайнем случае и без помидоров можно обойтись. А вот без транспорта не обойдешься. Можешь весь на матерные слова изойти, но если тебе надо проехать хоть пару остановок, то вынешь из кармана именно столько, сколько с тебя запросит кондуктор. Альтернатива, правда, есть — идти пешком.

Выручил нас частный перевозчик в период, когда город не мог себе позволить закупать пассажирский транспорт. Выручил, обосновался, а теперь стал хозяином на городских дорогах. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Вернемся опять же к помидорам. Если их мало, то они на рыночный лоток тонким слоем лягут, если много — высокой горкой поднимутся. И даже если свалится какой, то никому никакого ущерба от этого не будет. Увеличение же количества транспорта безнаказанным не проходит. Особенно в городе, где и без того от машин не продохнуть. И если первые единичные маршрутки лишь изредка раздражали работников ГИБДД своими запредельными скоростями и остановками где попало, то теперь они стали бичом не только для гаишников, но и для пассажиров, и для водителей других видов транспорта.

А ЛЮДИ ОЧЕНЬ ЛЕГКО ТРАМБУЮТСЯ

Частнику, ему ведь что от нас надо? Денег побольше. А как их добудешь, если тарифы за проезд сдерживает городская власть? Только количеством пассажиров. Вспомните, что поначалу даже маломерные «Газели» втискивали в себя помимо сидячих еще пяток скрюченных пассажиров. Втискивали до тех пор, пока года два назад в Подмосковье не произошло несколько аварий, виновниками которых были именно водители «Газелей». Спасение от перегруза было найдено быстро и просто. Теперь хоть на колени становись перед водителем «Газели», не возьмет он тебя. Один как-то ответил такому стоявшему на коленях пассажиру: «Есть у тебя три тысячи — залезай». Высокие штрафы сняли проблему с перегрузом на «Газелях».

А вот на ПАЗах, ее, похоже, не снимут никогда. По совокупности сидячих и стоячих мест их вместимость составляет 48 человек.

В часы же пик счету в машине народ не поддается. Случается даже, что уже сами пассажиры умоляют водителя не набивать больше людей. Но водитель остается глух к таким мольбам. Это помидоров много в автобус не набьешь — раздавить можно товар. А люди очень легко трамбуются. На маршрутах средней протяженности за день ПАЗы без труда перевозят по 800 и более человек. Для этого, правда, надо мозгами крутить — знать, на какой остановке и когда людей стоит больше, и в связи с этим вовремя прибавить скорости, чтобы обогнать конкурента с другого маршрута и перехватить добычу, не брезговать останавливаться возле каждого куста и столба, чтобы подобрать лишние 12 рублей. Сколько раз приходилось мне становиться участником маршрутного ралли. Войдя в азарт, многие пассажиры, и я в том числе, начинали подбадривать своего водителя и чуть ли не ура кричать, когда ему удавалось обхитрить лопоухого водилу с другого маршрута и увести у него из-под носа приличный куш в виде нескольких потенциальных плательщиков.

О том, как выглядят такие гонки с точки зрения правил дорожного движения, судить специалистам. Завидев впереди себя маршрутное такси, другие машины должны быть настороже, ибо неизвестно, как поведет себя маршрутка: рванет ли побыстрее, чтобы обогнать конкурента и захватить двух-трех клиентов, маячащих впереди, или резко тормознет, заметив бегущего ей навстречу горе-пассажира.

Оставим в стороне эмоции и обратимся к бесстрастным цифрам. По данным ГИБДД, по Ярославлю за 11 месяцев этого года на городском пассажирском транспорте произошло 108 аварий. 30 из них — по вине водителей. Из этих 30 две трети, то бишь 20 — водители маршрутных такси. В 2007 году составлено 30 актов о нарушении договорных обязательств между МУП «ГТП «Яргортранс» и индивидуальными предпринимателями, согласно которым было частично(?) расторгнуто 6 договоров на перевозку пассажиров, с одним предпринимателем договор расторгнут полностью.

ОДИН ТЕРПЕЛ-ТЕРПЕЛ, ДА И ПОМЕР

Многие ли из пассажиров маршруток знают о том, каким колоссальным нагрузкам подвергаются водители частных маршруток? Рабочий график водителя уплотнен до предела. Работает он по следующей схеме: два дня — на линии, два — отдыхает. Нередко вставать ему приходится в 4 часа утра, а домой возвращаться в полночь. На сон остается 3 — 4 часа, а потом снова за баранку. Мало того что ему надо за дорогой следить, так ведь еще зачастую и деньги за проезд с пассажиров брать, сдачу отсчитывать. Если ПАЗы без кондукторов редко попадаются, то в маломерных «Газелях» кондуктора вообще не встретишь. Там пассажиров-то всего 13 — 15 человек. И без того навар невелик. Посочувствовала я как-то одному водителю, а он мне ответил, что если работать по полдня да еще с кондуктором, то мало что заработаешь. Ничего, мол, терпеть можно. И вспомнилась мне тут поговорка: один терпел-терпел, да и помер.

Женщина-кондуктор предпенсионного возраста доверительно рассказала мне о том, что два выходных дня она использует на то, чтобы закупить продуктов на последующие два рабочих. Еду готовит тоже с таким расчетом, чтобы на следующие два дня хватило. Приходя же с работы только на то и остается силы, чтобы помыться да спать завалиться. И прибавила, что поначалу было тяжело, а теперь привыкла. Жить как-то надо, а в ее годы вряд ли куда можно на работу устроиться. «Да какая ж это жизнь, — хотелось мне ей сказать. — Это скорее самоистребление». Но промолчала. Предложить-то ей что-либо хорошее я не могу.

И если среди кондукторов маршруток еще можно иногда встретить пожилую женщину, то возраст водителей в основном в пределах от 35 до 45 лет. Молодежь нынче сутками горбатиться не будет, а те, кто постарше, просто не в состоянии выдержать такие нагрузки. Отсюда и нехватка профессиональных водителей. Устроиться нынче за баранку маршрутного такси не составляет труда.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ

В застойные годы я некоторое время работала в отделе труда и заработной платы. Знаю, что сверхурочные работы не очень-то приветствовались законом. Там же, где без них обойтись было нельзя, например, в котельной, люди получали соответствующую доплату за переработку. В новом законодательстве о труде, принятом в 2006 году, положения о дополнительной оплате за сверхурочные часы никто не отменял. Но кому он нынче нужен, наш закон! Разве только тем, кто бумажной статистикой занимается. Для них ведь главное, чтобы костюмчик сидел, то бишь, чтобы бумажки были в порядке. Когда я сказала водителю одной из маршруток о том, что их хозяин, используя людей на сверхурочной работе без дополнительной оплаты, нарушает закон, тот криво усмехнулся и ответил: «А он и не нарушает. В документах все отражено как положено, никаких переработок».

Да и какой тут к черту закон, когда работающий человек поставлен в зависимость от капитала. Теперь в России для всех один закон — деньги. А со слишком умными законниками у хозяев нынче разговор короткий: не нравится — вот тебе Бог, а вот — порог. И везут нас замордованные, терпеливые и ко всему привыкшие водители, которых впору самих пожалеть, нежели осуждать за превышение скорости и за перегруз. Врежется ли такой во что-нибудь, собьет ли кого, хозяин за него заплатит. За истекший период этого года управлением государственного автодорожного надзора по Ярославской области было передано в суды 24 дела, касающихся аварий с грубейшими нарушениями на пассажирском транспорте. Выбор наказаний согласно КОАП невелик: либо приостановление лицензии на 90 суток, либо штраф в размере от 40 до 50 минимальных окладов труда. Напомню, что для начисления штрафных санкций этот минимальный оклад составляет 100 рублей. Суды, к удовольствию городского бюджета и самих наказуемых, как правило, ограничиваются штрафами. 4000 — 5000 рублей — это куда как дешевле, нежели лишение права работы на три месяца со всеми вытекающими отсюда материальными потерями.

В ОЧЕРЕДЬ НА ОСТАНОВКУ

Если о существующем положении на рынке пассажирских перевозок действительно кто-то из высокопоставленных чиновников не знает, то он, скорее всего, знать о том не хочет. Потому как невооруженным глазом видно, что город не приспособлен к такому количеству пассажирского транспорта, увеличенному за последние годы в разы за счет маршруток. В частности, это касается остановочных комплексов. Некогда строили их с учетом остановки на них одного автобуса либо плюс троллейбуса. Теперь же в очередь к остановке может выстроиться до десятка машин разных калибров. Пассажиры выбегают на проезжую часть, чтобы первыми прорваться в не такой уж и великий «пазик», не говоря уж о «Газели». А то ведь маршрутка может и вообще вырулить из очереди и на всех парусах рвануть к следующей остановке в надежде захватить там побольше попутчиков. Если еще учесть и тот факт, что на обочинах проезжих дорог во множестве паркуются нынче частные легковушки, то пассажирский транспорт и вообще иногда гостеприимно открывает двери чуть ли не на середине дороги. Пассажиры бегут к нему, не обращая внимания на проносящиеся мимо машины, уехать-то всем надо. На мой взгляд, при соответствующем состоянии дел на городских дорогах аварий у нас случается крайне мало. При таком бардаке должно быть больше.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page