Борис щербаков: среди актеров мало настоящих друзей

Известный актер Борис Щербаков один из тех еще советских актеров, кто востребован сегодняшним кинематографом. Секс­символ 70-х мало того что не сидит без работы он попрежнему играет главные роли.

Последний успех сериал «Дело было в Гавриловке». Добрую историю в стиле 80-х этой осенью снимали под Екатеринбургом.

БЛИЗКО СТАЛКИВАТЬСЯ С МИЛИЦИЕЙ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ

Интересно в сериалах сниматься? Смотря что за режиссер. Роль майора милиции из Гавриловки мне сразу понравилась, она такая характерная. Да и городок Гавриловка получился симпатичный. Там у них даже свое телевидение есть, которое называется «ГавТВ». Там все «гав»: гавтранс, гаводежда потому что Гавриловка. У вас милиционер в сериале очень порядочный и добрый. Где вы видели таких?

Своего майора Завьялова я старался «собрать» из жизненных деталей, хотя, честно скажу, совсем близко сталкиваться с милицией мне не приходилось.

МЕЧТАЛ

ПОСТУПИТЬ

В МОРЕХОДКУ

А в детстве вы кем мечтали быть? Капитаном. Окно коммуналки, где жила наша семья, выходило на Финский залив. Я бы, может, и поступил в мореходное училище, но когда мне было 12, в школу пришли представители киностудии «Ленфильм». Меня отобрали на главную роль в картине «Мандат». Так с судьбой и определился. То есть вам везет?

Я не люблю об этом говорить, потому что суеверный, как все актеры, и боюсь сглазить. Актеров вообще не бывает несуеверных в театре и кино всегда много мистики. Страшно бывает?

Просто не надо на себя брать слишком много. Скромнее надо быть, смиреннее. Если слишком близок ко Всевышнему, может случиться несчастье. Вспомните «Сталкер». Ни одного актера нет в живых, не говоря уже о режиссере. Ну как тут не быть суеверным? Во время Пасхи погиб Андрюша Ростоцкий. А ведь говорили ему на съемках картины в Сочи: не лезь ты на трос этот, не твое это дело. Так нет, полез и сорвался. Вы читаете знаки судьбы или идете в жизни напролом, преодолевая препятствия?

Скорее первое. На широкой дороге много машин и народа полно. А я выискиваю ту тропинку, которая приведет к цели. Я человек миролюбивый и драться не люблю. А в детстве дрались?

Ну, тогда бывало. Одна часть улицы на другую, стенка на стенку! Причем учились­то в одной школе… Школа стояла посередине улицы, слева территория одной банды, справа другой. Что делили эти банды? До сих пор не пойму. Банды Ленинграда…

Да, у меня в паспорте стоит место рождения город Ленинград. И хотя я рад, что городу вернули его историческое название СанктПетербург, сам считаю себя именно ленинградцем. Но с Лениным я имя города моего совсем не ассоциирую.

Я СРЕДНЕГО

РОСТА МЕТР ВОСЕМЬДЕСЯТ ДВА ВСЕГО

Бываете в городе детства? Езжу на спектакли гастрольные, на антрепризы либо на съемки. Раньше очень скучал. Особенно в первый год, когда приехал в Москву, не имея здесь ни родных, ни друзей, ни просто близких людей. И каждые выходные ездил домой. В основном, конечно, зайцем, потому что денег не было. Гоняли?

Конечно! Ну, проводнице три рубля дашь, она тебя на третью полку закинет. Помещались­то как?

Да ладно, я среднего роста метр восемьдесят два всего. И ездил я не только к родным. У меня в Ленинграде была первая любовь. Капитаном в семье вам быть удается?

Не всегда. Но и не сказать чтобы жена рулила. Хотя… если я капитан, то она штурман. Вы с супругой прожили много лет это почти исключение из правил. В актерской среде не так уж много крепких браков.

Ну почему? Вот Лазарев с Немоляевой… Хотя, в общем, вы правы, припомнить так сразу больше и не могу никого. Я думаю, когда люди начинают с нуля, совершенно не имея за душой ничего, когда преодолевают вместе невзгоды какие­то, вместе обретают мудрость, понимание и прощение друг друга, вот тогда им уже ничего не страшно. То есть с такого нуля, когда ты утром не знаешь, где вечером ночевать будешь… Вы с женой начинали с нуля?

Абсолютно. Но сейчас зато у вас все в порядке. И переночевать есть где, и сын в Сорбонне учился. Кстати, почему он подался на юридический, а не в актеры, как папа с мамой?

Да нет, гены все­таки дали о себе знать он окончил еще и Высшие режиссерские курсы у Валерия Ланского во ВГИКе, получил диплом режиссера кино. Вместе мы сняли полнометражную картину этой весной в Одессе, рабочее название «Саперы». Сняли всего за 26 смен плотный, насыщенный график, со взрывами, с военной техникой, людьми, массовкой. По­моему, справились…

УВОЛЬНЕНИЕ ИЗ МХАТА ПЕРЕЖИВАЛ

В СЕМЬЕ

Вы очень похожи на звезду Голливуда Роберта Редфорда… Когда я был в Америке, в нашей диаспоре мне говорили то же самое. А еще вас все время почемуто путают с актером Александром Михайловым.

У нас типаж один. Мы с ним дружили одно время, жены наши дружили друг с другом. Мы даже жили в одном доме, но потом жизнь нас раскидала. Я помню, как он начинал, как снимались с ним в одном из первых его фильмов «Через тернии к звездам». Эх, молодость… А он поддержал вас, когда у вас произошел конфликт с Олегом Табаковым, в результате которого вы ушли из МХТ?

Нет, я переживал это в семье. Что касается конфликта, у нас там была контрактная система, когда театр заключает контракт на каждый год. Очередной раз придя в театр, я обнаружил, что контракт мне не продлили. Конечно, первостепенную роль всегда играли симпатии или антипатии художественного руководителя. Тогда на смену Олегу Ефремову пришел Олег Табаков. И я очень благодарен Олегу Павловичу за то, что он не продлил со мной тогда этот контракт. Неизвестно, что я там играл бы. Я смотрю сейчас на тех моих коллег, которые остались, и вижу, что они почти ничего не играют. Заняты в спектаклях в основном актеры «Табакерки» и приглашенные со стороны. А может, Табаков знал, что вы не согласитесь на маленькие рольки, и поэтому вас уволил?

Может быть. Но у меня самого никогда рука бы не поднялась написать заявление об уходе. В театре ведь прошла вся моя жизнь тридцать один год. И я благодарен судьбе, что именно Табаков принял это решение. Сначала, конечно, переживал, и Татьяна моя очень переживала. Я вздрагивал от каждого звонка, потому что в последние годы работы во МХАТе не получил ни одной положительной эмоции из театра. Но сейчас я ощутил это сладкое слово «свобода», когда сам себе хозяин. Когда вы только что говорили о театре, я поняла: вы умеете злиться. Может, новому руководству мешал ваш авторитет?

Да нет. Я знал свое место в нем. Играл то, что мне предлагали или сам предлагал (но это когда еще Ефремов был руководителем). Был даже спектакль, который я сам сделал, он шел на малой сцене пятнадцать лет «Дорогие мои, хорошие» о жизни Есенина.

ПЬЮ ТОЛЬКО ЧАЙ

А трубку вы давно курите? Да года два. И это приятнее, чем сигареты, бумагой дышать не надо. Табак вишневый, если интересуетесь. Артисты люди увлекающиеся, всегда есть опасность… спиться, например.

Легко! Но я не пью. Только чай. Тусовки разные не люблю, а вот с близкими друзьями люблю посидеть, поговорить об их и моих проблемах. А перед коллегами, кстати, не люблю душу раскрывать. Мои друзья театралы, которые любят искусство, кино, но в театре не служат. Это и художники, и бизнесмены. А среди актеров вообще очень редко бывают настоящие друзья. Все равно есть такое чувство, как зависть. Никуда от этого не денешься. Даже если в институтские годы были не разлей вода. У нас, кстати, одна из серий «Сыщиков» (где я играл) про двух друзей так и называлась «Бей первым, Федя». Говорят, вы работали в метро мойщиком по ночам, когда были студентом. Дисциплина с тех времен, наверное?

Дисциплина была заложена в школе­студии. Там о­гого какая серьезная дисциплина была! А если это заложить изначально, то оно и останется в тебе, никуда не денется. Нарушения жестко наказывались. Прогул занятий грозил исключением. Причем могли исключить всего на неделю. Но самое страшное, что тыто не знал, что на неделю. Думал навсегда. Из театра могли выгнать на месяц. И тоже думаешь, что навсегда. Несмотря на то, что ты ведешь там пять главных ролей… А вас исключали из театра?

Я как­то не появился на премьере. Самолет не прилетел, была жуткая пурга. Вроде летелилетели, и уже должны были объявить: «Пристегните ремни, самолет совершает посадку в аэропорту Домодедово». А потом, оппа, и вынужденная посадка под Киевом. А у меня в Москве премьера… Вернулся выгнали. Написали приказ: «Отстранить от занимаемой должности актера драмы Бориса Щербакова». Пришел грустный такой домой. А жил я тогда в общежитии на улице Москвина, недалеко от театра. Совершенно случайно на следующий день не пришел артист на спектакль. Я его заменил, и тут же появился приказ меня восстановить. Вас часто приглашают на различные фестивали в жюри. Ктонибудь из молодых нравится?

Сегодня много хороших актеров. Вот и на фестивале «Киношок» я был поражен, когда увидел в картине Ларисы Садиловой «Ничего личного» работу Зои Кайдановской. Это дочь Александра Кайдановского и Евгении Симоновой. И это ее дебют, первая большая роль. Зоя очень талантливая актриса, она как оголенный нерв. И у нее большое будущее.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Будущую супругу Щербакова по ошибке поселили в комнату общежития, где уже жил Борис. Тот предложил в шутку: «А давайте жить вместе». Комнату Татьяне нашли, но эти слова оказались пророческими. Потом Татьяна развелась с мужем и вышла за Щербакова.На первом курсе Борис Щербаков поступил работать в метро мыть полы на станции «Проспект Маркса» (сейчас «Охотный ряд»). Студент наловчился и выполнял свою работу всего за час. Начальник перевел актера с режима работы «через ночь» на «каждую ночь». Тогда Щербаков сломал одну машину и мыл только одну сторону фойе. В Школустудию МХАТ Щербаков поступил со скандалом. Опоздал на вступительный экзамен, ворвался в аудиторию, где преподаватели уже собирались домой, и закричал с порога, обращаясь к известному педагогу Павлу Массальскому: «Павл Массалич, я хочу у вас учиться!» Павел Владимирович прослушал опоздавшего абитуриента и зачислил в свой класс.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page