Я обязана быть счастливой

Поэт — человек на грани: жизнь и смерть, блеск, звездный дождь и падение, нищета. Передо мной поэт — совершенно обычный с виду человек, с обычной, может, даже более обыденной, чем у многих, судьбой — это видимая сторона. Тогда откуда стихи?

Незаметно зажглась заря,

Потонули в глубинах звезды.

Все равно не смогла я понять,

Что здесь правда,

а что лишь грезы.

Нина Коптева родилась в глубинке — деревня Камешково, еще дальше за Неверково, последней остановкой рейсового автобуса из Борисоглебского. Глубинкой эти места, лесные, почти опустевшие, являются сейчас; глубинкой, еще более глухой, были они в 1960 — 1970-х годах Нининого детства и позже, даже когда вместо разбитой лесовозами грунтовки протянулся к Неверково асфальт, но жизнь к тому времени уже давно уходила оттуда. Ныне в Камешкове осталось «полтора двора», но до сих пор живет там Нинина мама, ей 78 лет.

А теперь заброшена деревня,

Покосился домик у плетня.

Две старухи да москвичка

тетя Лена

У калитки встретили меня…

Нинино детство — природа деревенских окрестностей: речка, луг, дремучие, как представлялось, леса, Неверковская школа-восьмилетка. Образы малой родины до сих пор в ее стихах — «черемуховой, земляничной», «с васильками и теп-лой росой», хотя рано ей довелось уехать из дома и намного большая часть жизни прошла в других местах — с шумом транспорта, копотью автомобилей и заводов, грязным серым снегом и асфальтом. Училась, работала, а вот теперь, как из сна, из грез, возникает этот почти мифический уголок мира, «где спелые рябины подпирают облака», «трава, что росою рассвечена», все эти «медовы росы», «ромашковые поляны», где «в лугах, за речкой неширокой, бродит детство, росами звеня, шелестя высокою осокой», где сейчас все уже давно не так.

Первые стихи появились еще в школьные годы, лет в 13, потом много писала в 15 — 17 лет. О чем? Свои переживания, чувства, любовь — о чем пишут обычно в юности. 9 — 10-е классы заканчивала в Вощажниковской школе, жила два года там в интернате. Повезло: учительница русского языка Нина Михайловна Палачева, знавшая Нину Коптеву по Неверковской школе, бывшая классным руководителем ее класса, теперь работала в Вощажникове. Спустя почти 30 лет она откроет Нину как поэта, а все эти годы хранила подаренную Ниной на память фотографию (где Нине-восьмикласснице 15 лет) и ее экзаменационное сочинение, написанное в 1975 году, в год 30-летия Победы, на военную тему. В те советские времена отношение к «набившей оскомину» тематике сочинений школьной программы нередко было как к «обязаловке», но сочинение Нины Коптевой учительница потом часто читала своим последующим ученикам — оно написано ярко, очень эмоционально, необычно. Мир собственных стихов — нечто глубоко сокровенное для нее тогда; даже мама не знала о нем, может, только близкие подруги. Ее нельзя назвать замкнутой, скрытной, но душу открывала не каждому — свойство натуры глубокой.

После окончания школы было Некрасовское кооперативное училище, потом Костромской технологический техникум. Вышла замуж, жили с семьей в Петровске Ростовского района, почти 20 лет проработала на одном месте — бухгалтером Петровского лесопункта Ростовского лесокомбината. Свою жизнь Нина считает больше серой и обыденной: не было в ней ярких событий, дальних интересных поездок, путешествий, за исключением времен, когда возили их от предприятия в коллективные турпоездки по городам. Быт, семейные дела, удары судьбы: пережила развод, ушел муж, потом вернулся к ней через 7 лет. 7 лет — это очень много… Надо было растить, учить сына; к семейным проблемам добавилось сокращение на работе, стояла на бирже, пока не подыскала новое место, где работает и сейчас — Ростовский сельский лесхоз, старшим инспектором по охране леса.

«Начинаю писать, когда боль начинает уходить, отпускает…» Долгое время она была человеком, пишущим стихи в основном для себя, пока о них не узнали коллеги на новой работе. Узнали и буквально уговорили ее попробовать публиковаться. Появилась ее первая публикация в газете «Ростовский вестник», а немного позже — подборка стихов в борисоглебском «Новом времени». По этой публикации о Нине Коптевой узнали в Вощажниковской школе, которую она в свое время заканчивала. Потом была переписка, встречи, ее стихи звучали на районном фестивале «Я люблю тебя, Россия», на Васильевских и III Шереметевских чтениях 2006 года, на вечере выпускников и уроках литературы в Вощажниковской школе, они вошли в поэтический сборник поэтов борисоглебской земли «Борисоглебские огни». Нина Коптева пишет стихи и сейчас. Парадокс: в обыденной, порой безысходной жизни откуда берутся стихи? Поистине богатство человека в его душе, не в одежде, красивой и дорогой, не в умении себя подать, блеснуть на публике. Всего лишь душа и дар Божий…

Виктория НЕСТЕРЕНКО,

Борисоглебский район.

Себе, любимой

Я обязана быть счастливой,

Потому что в январский день

В час, когда я на свет

появилась,

Ко мне Ангел в окно влетел.

Примостившись

на подоконник,

Заиграл в золотую свирель.

И ко мне протянув ладони,

На меня оберег надел.

Обязал меня быть счастливой,

Гордо имя свое нести.

И росла я смышленой,

красивой.

И старалась не сбиться с пути.

И жила, не надеясь, что кто-то

Мне вдруг манны с небес

воздаст —

Дом, семья, потери, заботы,

Одиночества серый пласт.

Не уповая на чью-то милость,

Я сама добилась всего,

Потому что на свет появилась

Я в день Ангела своего.

* * *

Хулила молва, судила.

Сулила позор и срам.

Ну, надо же, полюбила! —

Как нравится это вам?

Размашисто, с разворота,

Как рубят в мороз дрова,

Подкравшись, завистливый

шепот

Бросил в лицо слова:

«Семья у него», — «Я знаю,

Не надо меня учить,

Я все сама понимаю,

Но мне без него не жить.

Может, я потеряла совесть,

Может, разум оставил меня,

Может быть, не на тот поезд

Усадила меня судьба.

Судить же меня не надо,

Не надо меня учить,

Одна мне осталась радость

Чужого мужа любить.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page