Тихая школа на окраине

11 января в Рыбинске стартовал ставший традиционным с 2001 года ежегодный конкурс «Учитель года-2008». В финал вышли восемь участниц. Конкурс знаменателен еще и тем, что среди нынешних финалисток — участницы российского конкурса «Учитель года России».

Они будут представлять свои достижения в отборочном туре, который состоится в феврале в Ярославле, а лучшие из лучших поедут в Москву…

ЛЮБОВЬ К ЛИТЕРАТУРЕ

Просматривая информацию о конкурсе, я вдруг уловила знакомую фамилию. Людмила Михайловна Белякова, преподаватель литературы, русского языка и мировой художественной культуры из тихой, почти незаметной школы на окраине Рыбинска N 35. Проживая на этой окраине, я часто беру книги в маленькой местной библиотеке. И постоянно веду грустные разговоры с библиотекарями о том, как мало читают современные дети. И вот как-то библиотекарь говорит:

— Если приходят школьники из пятого класса и старше, то я уже точно знаю: это класс Людмилы Михайловны Беляковой. Спрашиваю у них, так ли? Они вздыхают: да, так, вот вы, мол, даже не представляете, как нам много задают, дескать, вот в других классах, в других школах… Я им говорю: радуйтесь, ребята, и в элитных школах зачастую нет такого отношения к литературе и русскому, как в вашей, у вас хотя бы есть шанс куда-то поступить.

Несколько раз пыталась дозвониться до Людмилы Михайловны, да все как-то не выходило. И вот на днях звонок из школы

N 35 с приглашением на 70-летний юбилей. А 1 сентября прошлого года исполнилось 20 лет с той поры, как руководит школой Валентина Владимировна Ростова, которую я знаю давно и прямотой и силой характера которой всегда восхищаюсь.

Это одна из старейших школ Рыбинска, чья история совершенно необычайна, школа, давшая городу множество руководителей образования. Долго руководил рыбинским педучилищем Константин Михайлович Королев. Уже 50 лет преподает в этом же училище Ася Яковлевна Шахамирова. Заканчивала школу директор другой известной успехами рыбинской школы Людмила Юрьевна Мамаева. Специалист департамента образования по информационным технологиям Юрий Поляков также выпускник тридцать пятой школы. Но все же последние годы школа славится благодаря работе педагога Людмилы Беляковой. Ее выпускники 2007 года написали ЕГЭ по русскому языку на уровне выпускников знаменитого лицея N 2. А опередила эту окраинную школу лишь элитная школа N 1. Как можно привить современным детям, помешанным на информационных технологиях, такую любовь к родному языку и литературе? Я напросилась на урок к Людмиле Михайловне. Она приглашает меня в класс, где является классным руководителем. Это пятиклас-сники, они изучают знаменитое произведение Ивана Тургенева «Му-му».

ЗАЧЕМ

ГЕРАСИМ УТОПИЛ СВОЮ МУ-МУ?

Людмила Михайловна плавно руководит их мыслительным процессом. Сначала они вдоволь нажалелись собачку, потом наругали вздорную барыню, потом вдруг задались вопросом: зачем Герасим, собираясь уходить от барыни в деревню, утопил Му-му? Ведь он мог спокойно взять ее с собой, и все было бы хорошо, тем более что барыня все равно вскоре умерла… Слушаю я ребят, и вдруг чувствую, как у меня самой все внутри переворачивается, как на глаза набегают слезы жалости и как я, сама того не ожидая, вместе с ними под руководством Людмилы Михайловны заново переживаю то, прочитанное тридцать лет назад. И если раньше я приходила в ужас от мысли о том, что Татьяна могла бы стать женой глухонемого великана, то сейчас ловлю себя на мысли, что лучшего мужа, чем Герасим, и быть для женщины не может. Самый добрый, самый верный, самый любящий, самый работящий, самый, самый, самый… А что глухонемой от рождения — так то не беда, и с таким можно жить, многие женщины с удовольствием поменяли бы пороки своих мужей на этот.

Так проходит урок, и я понимаю, что очень далека от великой мысли Тургенева и что тургеневский вопрос о том, зачем Герасим утопил Му-му, стал таким же вечным для русских людей, как герценовский «кто виноват?» и чернышевский «что делать?»…

Людмила Михайловна сама закончила эту школу, именно школа N 35 сформировала ее как литератора и привила не только любовь к литературе, русскому языку и культуре, но и к педагогике. И вот уже в той же самой окраинной школе N 35 преподает русский и литературу и ее дочь.

Сейчас преподаватель русского языка, литературы и мировой художественной культуры Белякова уже окончила аспирантуру, защищает кандидатскую диссертацию по мировой художественной культуре. Еще в 2003 году она заняла второе место в областном конкурсе учителей. В 2006 году выиграла президентский грант как один из лучших педагогов России. А в 2007 году победила в Рыбинске в номинации «Самый классный классный». Причем на конкурс она выходила с детьми, успешно заканчивающими 11-й класс, но пока конкурс длился, уже взяла новое классное руководство над пятым классом и все равно победила. А из того выпускного ее класса три четверти ребят поступили в высшие учебные заведения, при этом практически все на бюджетной основе.

ШКОЛА

ДЛЯ МОЛОГЖАН

Все больше и больше формируется в нашем сознание мнение о том, что в такой школе невозможно получить хорошее образование, что надо следовать непонятно откуда взявшейся традиции убегать из провинции в столицу, из деревни в город, с окраины в центр. Но это, разумеется, порочная практика. Дети в любой школе могут засверкать как бриллианты, и школа N 35 — яркое этому подтверждение.

Школа имеет удивительную, ни с чем не сравнимую и почти фантастическую историю. Не было 70 лет назад там ни моста через Волгу, ни жилого поселка, ни школы, лишь несколько небольших деревенек. И вот партия и правительство принимают в 30-х годах решение затопить город Мологу с прилегающими землями и построить Рыбинскую ГЭС. Мологжан и жителей окрестных сел и деревень решают переселить большей частью на малонаселенный и почти пустынный левый берег Волги, напротив города. В 1936 году в связи с этим начинается строительство школы в этом пустынном болотистом районе. Кроме деревенек там был небольшой судостроительный завод с несколькими бараками для рабочих, оставшийся еще с царских времен. Он развивался, так что рабочие руки переселенцев были очень кстати.

Получилось, что объект оказался очень важным. Новая и единственная тогда в тех местах школа должна была готовить кадры для развивающейся судостроительной промышленности. Курировать строительство школы местные партийные органы поручают молодому и весьма подающему надежды секретарю комитета комсомола судостроительного завода Юрию Владимировичу Андропову. Он лично выезжает на стройку, со свойственной ему прямотой следит за расходованием средств и уже в феврале 1937 года рапортует о почти полной готовности школы. Идут внутренние работы, приобретается мебель, набирается коллектив. 1 сентября эта семилетняя мужская школа принимает первых учеников.

В школе всегда были хорошие, способные дети. Потомки крепких хозяйственных крестьян из мологских земель, купцов и ремесленников, принесших Мологе славу первого торгового города России, не могли не дать хорошее потомство… Со временем мологжане и их потомки привыкли к тем местам, и вскоре уезжать из любимого микрорайона, где хороший воздух, много зелени и воспитанный народ, люди уже не хотели. Пока не нагрянули перестройка с капитализмом, все перемешалось, и семьи бросились врассыпную в поисках лучшей доли. Однако явление это оказалось временным. И сейчас наблюдается другая тенденция. Микрорайон газифицируется, застраивается коттеджами, земельные участки там стоят уже под 10 тысяч евро.

ВЗРОСЛЫЕ УРОКИ

Но дело, конечно, не в элитности. Да и само понятие современной элиты аморфное и неопределенное. Дело в отношении учителей к ученикам, учеников к учителям и всех нас друг к другу. Окраинной школе современной русской провинции после хаоса перестройки достался ряд тяжело разрешимых проблем. Выселенный на окраины контингент дал соответствующее потомство, которое зачастую весьма красноречиво оправдывает свое исторически сложившееся название деклассированных элементов. Потерявшие работу семьи зачастую вдогонку теряют и жилье, становясь в буквальном смысле слова нищими. А дети в таких семьях требуют повышенного внимания, они в большинстве своем могут прилично учиться, просто замучены обстоятельствами. А кому они нужны, кроме школы? Вот и приходится педагогам с окраины взваливать на свои плечи тяжкую ношу воспитания родителей, поиска материальной поддержки, даже жилья. Пока я брала интервью у директора, Валентина Владимировна решала параллельно вопрос о поиске жилья для семьи, оставшейся по вине беспутных родителей без крыши над головой. Беспутство беспутством, но дети-то ведь не виноваты!

А жизнь школьников меж тем идет своим чередом. И на уроке Людмилы Михайловны десятый класс разбирает «Очарованного странника» Николая Лескова. И я опять напрашиваюсь на урок.

Тема урока — «Испытание любовью в повести «Очарованный странник». Дети работают без поднятия рук, в свободном общении, как на университетских семинарах. Они говорят о том, что портрет главной героини Груши странен, что она сравнивается со змеей, и это должно отталкивать, но это привлекает. И о том, что влюбленный в Грушу Иван Флягин убивает ее, чтобы она не совершила самый страшный для христианина грех самоубийства, доказывая тем самым великую силу собственной к ней любви… В общем, к концу урока я окончательно запуталась, и уже собственное мое понимание «Очарованного странника» кажется мне примитивным, неглубоким. И я, как школьница, получившая двойку, тороплюсь домой, чтобы заново все перечитать и передумать.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page