32 — это норма

В этом году отмечает 10-летний юбилей МУП «Яртелесеть». О планах и перспективах развития предприятия мы поговорили с его директором Анатолием Юрьевичем ЯБЛОЧКИНЫМ. Но сначала немного истории.

ЕЛОЧКИ С ПОЛЗУНОЧКАМИ

В 1998 году ситуация с телевидением в Ярославле, да и в России, была очень сложная. Уровень технического состояния оставлял желать лучшего. Ни о каком цифровом телевидении речи не шло. Часть людей в городе могла смотреть 2 метровых канала, часть — 3 — 4. Источник вещания был один — вышка в Дубках. Изобретательный народ выкручивался как мог: лепили дома антенны, ставили елочки с ползуночками, что-то настраивали. Предприятия, которое бы целенаправленно занималось этой проблемой, в Ярославле не было. Существовал ряд маленьких кооперативов, которые пытались устанавливать в жилом секторе какие-то сети, антенны. Но это были всего лишь робкие шаги, ни о какой единой технической политике, программах развития телевидения речи не шло. Среди жителей было много недовольных. И тогда мэрия города Ярославля, и большой вклад в это внес лично Виктор Волончунас, поставила задачу — разобраться с проблемой и создать специализированное предприятие, продвигающее телевидение в Ярославле. Так в июне 1998 года в городе появилось МУП «Яртелесеть».

ПРЕДПРИЯТИЕ СОЗДАЛ С НУЛЯ

Первым директором стал Анатолий Юрьевич Яблочкин, в то время занимавший долж-ность заместителя мэра по социальной политике. Анатолий Юрьевич активно взялся за направление — о проблемах телевещания он знал не понаслышке. В свое время окончил политех. Дома у него уже тогда стояли спутниковые антенны, имелась самая продвинутая аппаратура, с ним консультировались коллеги.

Предприятие пришлось создавать с нуля. Для начала изучили опыт Москвы и других крупных городов. Сразу был сделан вывод, что в Ярославле нужно строить новые современные технологические сети, которые позволяют телезрителям смотреть с хорошим качеством неограниченное количество каналов. Путь оказался длительным — нужны были серьезные финансовые вложения. Начали последовательно.

Сначала весь город обеспечили четырьмя каналами, потом пятью. Чуть позже на экранах ярославцев появился телеканал «Культура». К этому нужно добавить, что в то время около 15 процентов жителей города могли смотреть каналы с хорошим качеством через собственную антенну. Техногенные помехи, географическое расположение, ямы, горки, блочные дома, первые этажи, помехи от близости АТС — все это снижало качество телетрансляции. Люди мучились — покупали польские антенны, городили что-то на балконах. Решать проблему можно было только строительством сетей, когда делается одна антенна на большое количество домов и сигнал разносится между квартирами, а антенна ставится там, где хорошо принимается. Появились так называемые головные станции — комплект технического оборудования, который обеспечивает качественную передачу телесигнала на 2,5 — 3 тысячи квартир. Это 30 домов — целый микрорайон! Правда, не до всех дошел смысл ноу-хау. Когда телевизор начинал плохо показывать, люди по привычке выглядывали в окно и говорили: мол, наверное, антенна на доме покосилась. Им было невдомек, что стоящий на крыше металлолом к «Яртелесетям» никакого отношения не имеет, а головное оборудование стоит за квартал, а то и дальше. Как уже говорилось, тогда головная станция могла принимать максимально 5 каналов. Чтобы улучшить ситуацию, нужно было заменить оборудование во всем городе, но для этого требовались средства и время. Именно тогда произошло поистине историческое событие — предприятие стало собственником системы MMDS, что дало возможность одновременно транслировать 24 канала. Это был прорыв!

197000 АБОНЕНТОВ

Сегодня предприятие оказывает услуги связи по телевизионному вещанию 197000 абонентов, что составляет 98 процентов жителей Ярославля. В некоторых районах города абонентам предоставляется возможность принимать несколько пакетов телевизионных программ общим количеством до 32 каналов. Абоненты также могут воспользоваться социальным пакетом, который включает 7 каналов, а 8-й, информационный, дается бесплатно. Причем у людей всегда есть возможность выбирать: или они остаются на старых сетях и пользуются социальным пакетом, или подключаются к новым на новых условиях. Сегодня у ярославцев должна быть возможность выбора, какую передачу на каком телеканале смотреть. И «Яртелесеть» им в этом активно помогает. Любой член семьи может найти программу по интересам. Помимо всех государственных каналов есть расширенный пакет, куда входят все известные развлекательные, спортивные, детские, научно-познавательные каналы.

Предприятие обслуживает тысячи километров сетей и несколько тысяч единиц оборудования по всему городу.

Здесь трудится более 170 высококлассных специалистов. Два района — Красноперекопский и Заволжский — обслуживают подрядчики. К слову, в «Яртелесети» всегда рады молодым специалистам — им созданы все условия для роста и продвижения. Это и 100-процентная оплата курсов повышения квалификации и 50-процентная учебы. Есть острая необходимость в специалистах в области цифровых технологий.

Надо признаться, что люди очень чутко реагируют на перемены, связанные с телевидением. В этом Анатолий Юрьевич не раз убеждался на собственном опыте. Отключат, к примеру, горячую воду — люди терпят денек-два. А отключат на полчаса телевизор — сразу обрушивается шквал звонков. К чести предприятия, количество заявок на неполадки оборудования составляет всего 0,03 процента от общего числа пользователей. По уровню развития телевидения, по количеству абонентов, которые пользуются услугами «Яртелесети», и по пакетам телеканалов Ярославль стабильно входит в пятерку самых развитых городов включая Москву и Санкт-Петербург.

Сейчас много говорят о переходе на цифровое телевидение. И хотя точные сроки пока не определены, «Яртелесеть» активно занимается и этой проблемой. Пока что отдали предпочтение переходному варианту. В те сети, которые строятся, берется цифра со спутника и заранее конвертируется в аналог. И люди в квартирах, не меняя телевизоров, имеют возможность подключиться к сети и смотреть сразу 32 канала с цифровым качеством, но в аналоговом стандарте. Ежемесячно строятся широкополосные сети с охватом в 500 квартир, и все это за счет собственных финансовых средств. В этом году «Яртелесеть» хочет попробовать дать настоящую цифру и, если это будет необходимо, предоставить тюнеры. Предприятие располагает самой современной техникой. Недавно израильская фирма «Scoрus» специально разработала по заказу «Яртелесети» оборудование для цифровых технологий. Оно обошлось в 100000 долларов. Недешево, конечно. Но сэкономишь — себе дороже. Здесь не ждут государственных программ, решений, а идут своим путем. «Яртелесеть» не только обеспечивает техническую трансляцию каналов, но также имеет свою собственную телевизионную студию. Особой популярностью у ярославцев пользуется телегазета, выходящая по утрам. Здесь не делают новостей, развлекательных программ ради рейтингов и привлечения аудитории. Акцент делается на том, что происходит в городе. Затрагивают спортивные, педагогические темы. Подобные передачи просто не могут появиться на других каналах из-за цены, отсутствия эфирного времени.

Предприятием также зарегистрировано три электронных СМИ с вещанием на территории Ярославля и области в сетевом партнерстве с телеканалами ДТВ и ТНТ. Одновременно с этим «Яртелесеть» выполняет проекты по заказу глав администраций районов области. На территории Ярославской области предприятие установило передатчики для покрытия телевизионным вещанием районных центров Пошехонья, Данилова и Гаврилов-Яма. В результате чего жители этих центров получили возможность смотреть через обычную дециметровую антенну дополнительно несколько каналов.

КОНКУРЕНТОВ

НЕ БОЯТСЯ

Конкуренции «Яртелесеть» не боится, справедливо считая, что она заставляет двигаться вперед. Пример тому — тесное сотрудничество с оператором связи за Волгой «Волна-сервис». Сейчас ведутся строительно-монтажные работы по монтажу и проектированию телекоммуникационных систем во Фрунзенском районе. Здесь располагается центральный узел «Яртелесети» с передатчиком и антенным хозяйством. В ближайшее время будет реализован проект прокладки магиcтральной сети, который свяжет ППЦ с центром города и Дзержинским районом, и тогда появится возможность и в тех районах начать строительство новых сетей.

Брэнд «Яртелесеть» потихоньку раскручивается, становится все более узнаваемым. За опытом приезжают из других городов. В 2006 году предприятие награждено ежегодной премией администрации Ярославской области «За лучшую работу в области обеспечения качества», в 2007 году стало победителем ежегодного конкурса мэрии «Стабильное развитие». А директор предприятия Анатолий Юрьевич Яблочкин признан победителем в номинации «Руководитель года» ежегодного конкурса мэрии Ярославля.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page