Бытует мнение, что играть подлецов сложнее и интереснее, чем голубых героев, у которых жизнь словно чистый лист: все качества только положительные, поведение честное, правильное и до приторности красивое. Возможно, это и так. А глядя на отрицательных героев, которых играет Александр Филиппенко, убеждаешься в этом вдвойне и проникаешься к актеру каким-то особым уважением и любовью.
Действительно, некоторые экранные герои в сравнении с созданными им образами подлецов слишком скучные и однообразные. Но ведь и положительных героев Александр Георгиевич сыграл бы точно так же — убедительно и талантливо. В этом никто не сомневается.
В сериале «Одна ночь любви» Филиппенко досталась роль Иллариона Забелина. И актер очень рад, что ему поступило такое предложение.
— Александр Георгиевич, вы как-то полушутя сказали, что очень хотели бы сыграть положительного героя, но с таким, как у вас, лицом это невозможно. Вот и в «Одной ночи любви» вам опять досталась отрицательная роль…
— Ну я бы не сказал, что Илларион Забелин — однозначно отъявленный подлец. Он способен на искренние и добрые чувства: посмотрите, как сильно он любит свою дочь. Но в жизни ему не везет. Он человек со своими страхами и слабостями. Да еще и пагубным пристрастием к карточной игре. Это ведет его к нравственному падению. И по большому счету рядом с Илларионом нет человека, который помог бы ему выбраться из этой ямы… Но мне эта роль нравится. Она неординарная, яркая и многогранная, как, впрочем, и другие подобные мои роли в сериалах. Жаловаться мне не на что. А подлецов, кстати, всегда играть интереснее.
— Скажите, а какой ваш самый нелюбимый вопрос, который вам иногда задают в интервью?
— Когда меня спрашивают: «А что вы привнесли в эту роль? Какие ваши личные качества схожи с героем?», я обычно отвечаю, что принес с собой из дома костюм и обувь, а играю по сценарию. Там характер героя прописан. Остается только вложить в роль свою энергию и опыт. Поймите, актер — всего лишь переводчик с авторского языка на зрительский. Но от его таланта будет зависеть, насколько этот язык поймут и усвоят.
— Как вы относитесь к тому, что сценарии к русским сериалам пишут иностранцы?
— А что поделаешь, если у них это хорошо получается. Если бы меня что-то не устраивало, я бы отказался участвовать в таких фильмах. Но я же играю.
— Да, и довольно успешно. За последние пять лет получаете уже третье предложение от компании «Амедиа».
— Но, заметьте, я снимаюсь только в исторических сериалах, потому что они нормального качества и интересны. А ведь на телеэкраны выходит очень много низкопробных фильмов.
— Часто импровизируете на съемочной площадке?
— Еще раз повторюсь: я придерживаюсь сценария, а импровизации — дело сиюминутное, и спрогнозировать их нельзя. На то они и импровизации. А вообще я не люблю рассказывать про своих экранных героев. Мне всегда интересно, что вы, зрители, скажете про них. Оценка со стороны — вот что на самом деле важно.
— В каких-то еще проектах кроме «Одной ночи любви» сейчас участвуете?
— В «Моей прекрасной няне» с удовольствием играю отца Виктории Прутковской. Съемки уже начались, скоро вторая часть полюбившегося народу сериала выйдет на экраны. Папа Вики будет таким же смешным и искрометным, как и мама. Фильм идет на той же волне и с теми же актерами.
— А как обстоят дела с театром и антрепризами?
— Я выступаю с литера-турно-музыкальными спектаклями по произведениям Гоголя, Довлатова, Солженицына, играю для детей. Мне этого вполне достаточно, ведь на съемках в кино я очень загружен.
— В документальные телепроекты не зовут?
— Предложения поступают, я их обдумываю, но пока на это нет времени.
— А вы не считаете, что сериал — это понижение актерской планки?
— Есть и в сериалах своя прелесть. Они тоже дают бесценный актерский опыт.
— Просматриваете ли дома отснятый материал?
— Не всегда. И времени нет, да иногда и не особо хочется.
— Сейчас очень популярны различные ток-шоу и программы с участием звезд типа «Танцев на льду». Вас в такие проекты приглашают?
— Звали, но мне не очень хочется о них говорить и участвовать. Столько всего уже сделано и говорено, что смысла повторяться нет.
— Вы снимались в «Мастере и Маргарите»…
— Это мое замечательное творческое достижение, которое навсегда останется в личном багаже. Я играл в двух фильмах по Булгакову: в одном — Коровьева, в другом — Азазелло.
— Вы прислушиваетесь к критике?
— Конечно. Первые критики — мои домочадцы. Но и слова известных кино- и театральных критиков для меня не пустой звук.
— Кто для вас является авторитетом и кумиром в театре и кино?
— Кумиры, несомненно, есть, но я их не назову, чтобы других не обидеть. Это мое сугубо личное отношение. Могу только сказать, что в сериале «Одна ночь любви» мне очень нравится играть, и я ценю мнение Ирины Муравьевой и Ольги Остроумовой. А с режиссерами фильма мы уже работали, так что у меня ощущение, что я в «Амедиа» много лет. Здесь у меня практически со всеми добрые, партнерские отношения.
— Есть режиссер, с которым вам очень хотелось бы поработать?
— Конечно, есть. Но мне интересней узнать, кто из режиссеров хотел бы еще поработать с Филиппенко. Такие предложения рассмотрю в первую очередь.
— Часто отказываетесь от съемок?
— Да. Это мои личные причины.
— А как относитесь к рекламным роликам, в которых играют ваши коллеги?
— А почему бы и нет?! Актер может и должен пробовать себя в разных жанрах. А реклама — это своего рода творческий эксперимент, за который к тому же платят хорошие деньги.
— В мультиках никого не озвучивали?
— Озвучивал. Мне это тоже интересно.
— Планируете ли после окончания съемок
уехать на какие-нибудь долгосрочные гастроли?
— Наверное, нет. Поскольку грядет 200-летие со дня рождения Гоголя, я буду участвовать в проекте телеканала «Культура», который приурочен к этой дате.
— Расскажите о ваших увлечениях.
— Да никаких особенных увлечений нет. Отдыхаю душой, выгуливая своего любимого йоркширского терьера. Вот и все.
— А как еще отдыхаете?
— Езжу за город на природу, дышу свежим воздухом. Лучший отдых — все-таки пешая прогулка.
— Говорят, у вас практически нет никаких вредных привычек. Это правда?
— Да. Сейчас главное — держать себя в отличной физической форме и быть здоровым. Потому что, если выпадет серьезное творческое предложение, нужно быть к нему готовым. Актерская судьба соткана из удачи и счастливых случаев. Иногда выпадает такой шанс, о котором мечтал всю жизнь. И надо его ухватить и быть в нужный момент в нужном месте. Мне пока это удается.
— Ваш сын осваивает профессию режиссера. Вы одобряете его выбор?
— Пусть учится. Я очень хотел бы, чтобы он перенял опыт таких мастеров, как Виктюк, Макеев и Хейфец. Мы с ним многое обсуждаем, чем могу, помогаю ему.
— Сын приглашает вас на просмотры?
— Вот сейчас жду приглашения.
— А в совместных проектах участвовать не приходилось?
— Пока нет. Но это было бы интересно.
— Сейчас очень модно писать мемуары. Не собираетесь взяться за перо и бумагу?
— Были такие предложения. Но я думаю, что мои мемуары никому не будут нужны. И без меня много хороших книг и авторов. Все, что от меня в жизни требуется, я и так делаю. Хорошо, что всегда есть возможность выбора, что делать и как жить. И я всем желаю обрести такую удивительную возможность и никогда не терять ее. На работу надо ходить как на праздник и с работы домой — тоже. Тогда все будет получаться.