Снимают с выборов только сильных

Снятие партии «Справедливая Россия» с выборов в Ярославской области было выгодно партии власти, иначе она бы их проиграла… Но если постоянно с выборов снимать сильного конкурента, если подменять выборы разгулом административного ресурса, то народ вскоре вообще перестанет участвовать в них. Так считает депутат Госдумы России, лидер ярослав-ских «справедливых» Анатолий Грешневиков.

— Анатолий Николаевич, предвыборные баталии позади. Вы, как лидер ярославского отделения партии «Справедливая Россия», заявили, что не признаете результатов выборов… Это связано с тем, что вы не желаете признать победу партии «Единая Россия»?!

— Интересно, над кем это партия власти одержала победу на выборах?! Над оппозицией? Но она умело и нагло была убрана с выборов! Над народом? Но ему она проиграла… За партию чиновников «Единая Россия» у нас проголосовали всего лишь 310 тысяч жителей Ярославской области. А избирателей, включенных в списки для голосования, мы имеем 1 миллион 62 тысячи! Выходит, эту партию чиновников у нас не признает и игнорирует не просто больше половины населения, а его подавляющая часть. Эта власть нелегитимна с точки зрения кредита народного доверия. И легитимна лишь благодаря брату-чиновнику, который убрал из закона о выборах порог явки, увеличил за счет реформы местного самоуправления армаду чиновников, затем сам пришел и прикрыл своей явкой эти недемократичные выборы. Увы, судьбу области будет решать партийная сила, за которую не голосовало большинство населения.

— Но ваша партия, увы, тоже проиграла…

— О поражении можно говорить только в одном случае: ты выходишь на выборы, а народ за тебя не голосует. «Справедливую Россию» вычеркнули из бюллетеня ночью в последний день перед голосованием. Однако ярославцы все равно шли и голосовали за нас. Почему почти пятьдесят тысяч бюллетеней признаны избиркомами недействительными, испорченными? Да потому, что наш избиратель напротив вычеркнутой партии и моей фамилии все равно упрямо и смело ставил галочку. Он голосовал за нас. Другие избиратели, к сожалению, растерялись и проголосовали за другие партии, не стали портить бюллетени. Были и те, кто отказался идти вообще на выборы.

— И все же 59 процентов избирателей пришли на участки.

— И в этом процессе натягивания процентов власть жульничала. Кого не смогли загнать на участки, к тем пришли сами домой. Приведу один пример. В Ленинском районе Ярославля на 18-00 проголосовали чуть больше 30 процентов избирателей. После этого провала нужный процент набирали известным незаконным путем — хождением с урнами по домам и квартирам.

— Анатолий Николаевич, с чем связана такая низкая явка избирателей? Даже на недавние выборы в Госдуму России, на которые, безусловно, россияне откликаются менее охотно, чем на президентские, ярославцев пришло на три процента больше.

— На такие позорные, несвободные выборы люди скоро вообще перестанут ходить. Будут штрафовать, загонять палками, а они все равно спрячутся. Ярославцы все меньше верят в то, что путем выборов можно повлиять на власть, на улучшение жизни. Они идут голосовать против вороватых и неэффективно работающих чиновников, а те остаются в своих мягких креслах. Выборы стали фарсом, полигоном для черных технологий, демонстрацией всемогущего административного ресурса. Чиновники полагают: чем больше запугаешь людей, чем больше наобещаешь, тем лучше будет результат. Но народ такой административный ресурс отвергает. Партия чиновников провалила не только свои выборы, она дала и худший результат кандидату в президенты. В нашей области за кандидатуру Дмитрия Медведева проголосовало меньше, чем в других регионах. Тут и причина низкой явки кроется, это полное разочарование народа в действующей власти. Еще и реакция народа на несправедливую расправу с оппозицией.

— В ходе избирательной кампании вы неоднократно отмечали в своих выступлениях, что партия «Единая Россия» может победить справедливороссов только в случае снятия вас с выборов. Между тем эксперты единороссов говорят о другом: будто снятие вас с выборов, наоборот, навредило им, повлияло на уменьшение количества голосов.

— Верить экспертам, получающим премии и должности от партии власти, дело зряшное. Госдума запретила публиковать результаты опросов населения за пять дней до голосования. Я выступаю за их временную полную отмену. «Независимость» экспертов и самих опросов проплачивается теми, у кого больше денег. У власти всегда есть громадные средства для использования нужных им опросов как способа давления на избирателя, возможности подкупа и обмана. По сообщению избирателей в мою приемную, я знаю, что большое количество наших сторонников проголосовали за КПРФ, за «Патриотов России» и, к сожалению, за «Единую Россию» и ЛДПР.

— В принципе вы правы. Даже эксперт Института публичной политики Т. Бородина констатировала: «Часть электората эсеров ушла к КПРФ, «Патриотам России» и «Единой России».

— Реально «Единая Россия» не могла набрать больше 30 процентов. На прошлых выборах у нее было 25 процентов. За это время партия власти окончательно потеряла доверие народа. Наша область имеет долги размером в

11 миллиардов рублей, рабочие «Холодмаша» голодают у проходной завода, сельская местность и малые города газифицированы на считанные проценты, земельные паи распроданы москвичам и другим на 70 процентов, бюджетникам нет возможности повысить зарплату на обещанные 14 процентов. Если на федеральных выборах ЕР спас авторитет Путина, то в области их не смогла сейчас спасти и Терешкова. Больше 10 процентов наших сторонников необдуманно проголосовали за них, узнав лишь на избирательных участках, что «Справедливая Россия» вычеркнута из списков. Коммунисты вдвое увеличили результат, потому что я на всех встречах говорил избирателям: если расправа над нами состоится, то голосовать следует за КПРФ. Если бы суд вынес решение загодя и у меня была бы возможность открыто обратиться к своим сторонникам, то у КПРФ еще больше было бы голосов. 2 — 3 процента получили от нас и «Патриоты России».

— Выходит, Александр Цветков зря критиковал справедливороссов, ведь именно они и спасли его, именно за счет них он и стал депутатом. Об этом и в московской газете «Аргументы недели» было откровенно написано: «Именно Ярославская область оказалась единственным регионом, где удалось пройти 5-процент-ный барьер партии Семигина «Патриоты России». Это уже второй случай, когда семигинцы проходят барьер лишь в том регионе, где устранены с выборов эсеры». Но, согласитесь, такие депутаты, как Цветков, нужнее в думе, чем директора заводов.

— Нынешняя властная элита не нуждается в профессионалах. Им, как всегда, нужны лизоблюды, карьеристы, приспособленцы. С ними комфортнее, надежнее работать. Они всегда будут за власть, ибо она их кормит. Даже если эти депутаты-приспособленцы знают, что реформа местного самоуправления самая неудачная, ибо оставила местную власть без денег, они все равно будут хвалить ее. Даже если они видят, что принятие их Лесного кодекса нанесло непоправимый урон лесной отрасли, в регионе на 80 процентов идет сокращение лесников, они все равно будут талдычить об успехах. Так что с властью все понятно. Чем больше они вовлекут, рекрутируют в свою орбиту директоров и бизнесменов, зная, что они зависимы от власти и ими можно манипулировать, тем крепче они будут сидеть в креслах, увереннее удерживать власть.

Непонятно другое. Зачем народ поддался власти и стал голосовать за приспособленцев? Увы, сейчас избирателю тоже не нужны профессионалы в думе, те, кто пишет законы, горячо и самоотверженно отстаивает их интересы. Часть избирателей голосует за того, кто больше пообещает, даст денег, кто вручит платок, бутылку водки, пачку макарон. Не знает только одного избиратель: что предприниматель или директор завода на выборах истратит на подкуп народа миллион, а потом вытащит из кармана этого народа уже пять миллионов.

— Почему вы не пошли в партию «Единая Россия», куда вас настойчиво звали?

— Легко обманывать народ, себя — сложнее. Если президент говорит, что главная угроза для страны коррупция, то напрашивается вопрос: почему думское большинство из «Единой России» не голосует за закон о борьбе с коррупцией?! Выходит, главная угроза для страны — это та партия, которая не принимает закон о противодействии коррупции. И стране нужны те депутаты, которые об этом смело говорят, добиваются принятия такого закона. Партия власти, правда, тотчас запустила в обиход, что критиковать, мол, власть легче, чем дело делать. Ничего подобного. Власть сегодня критиковать опасно. Снимут с работы, доведут до инфаркта, лишат бизнеса. Расправа ждет чуть ли не каждого, кто будет угрозой для благополучия власти. У нас в думе России и то есть несогласные с чиновниками, которые уходили с работы прямо на кладбище. Все, что про меня пишет власть и обслуживающие ее корреспонденты, меня не тревожит, гораздо важнее, что я думаю о себе. Если президент объявляет войну олигархам, грабящим народ, то я хочу знать, почему до объявления войны у нас в стране было 12 олигархов, а в период войны их, миллиардеров, стало 87.

— Административный ресурс критикуют все. Но любая власть всюду и везде успешно использует его. Мне кажется, вы переоцениваете значение этого чиновничьего ресурса.

— Мы говорим о разном административном ресурсе. Вы — про корысть чиновника, а я про беззаконие чиновника. Недопустимо беззастенчивое превращение выборов в уголовщину, еще и в гражданскую войну. Люди ссорятся, негодуют, причина — выборы идут нечестно, фальсифицируются, подтасовываются политическими «фальшивомонетчиками». Недопустимо крутить по телевидению с утра до вечера хвалебные репортажи только про партию власти, завешивать все улицы городов и поселков рекламными щитами. При этом указывать, что количество репортажей, рекламных щитов, газет и листовок укладывается в бюджет избирательного фонда. Это беспрецедентное промывание мозгов. В газете «Единой России» указан маленький тираж — 5 тысяч экземпляров. А в действительности, как мы посчитали, он был более 300 тысяч и распространялся более чем по десять тысяч в Рыбинске, Ростове, Угличе, Тутаеве и т. д. Наши заявления в избирком и прокуратуру, естественно, остались без удовлетворения. Отказались правоохранительные органы посчитать и рекламные щиты «Единой России». Здесь был не просто перебор, а многократный, в десятки раз. Нашу партию за перерасход избирательного фонда сразу бы сняли с выборов. Но это для нас закон существует, а для единороссов — все можно. А как смешон отказ вождей ЛДПР приезжать из столицы в область с агитацией, потому что их попросили не портить результат партии власти. А вброс бюллетеней, натравливание милиции на оппозицию, подкуп членов избирательных комиссий, угрозы работникам бюджетной сферы, врачам и учителям, чтобы те обязательно голосовали «за своих».

Доходит до смешного. В Рыбинске мне рассказали, как в психиатрической больнице больным выдали справки о дееспособности. К ним привезли потом урны. И когда у больной бабушки спрашивали, за какую партию она хочет поставить галочку в бюллетень, то она долго бормотала про президента Терешкову, затем обратилась за советом к подруге, живущей за стенкой, и та тоже повторила, что велели голосовать за президента Терешкову. Лишь после долгих намеков и разъяснений агитаторы добились нужного результата.

— В последнее время в центральной печати, почти во всех газетах, в «Комсомольской правде», в «Литературной газете», «Аргументах и фактах», «Коммерсанте» и т. д., опубликовано много статей как раз на тему девальвации выборов. Видимо, не только у журналистов, но и у жителей страны все чаще появляется недоверие к выборам. Чем чреваты такие симптомы для общества?

— Сигнал тревоги и опасности давно прозвучал. Народ не доверяет выборам. Мне на встречах люди так и говорят: что ходить голосовать, если за нас все решили? Только честные демократические выборы восстанавливают доверие между властью и обществом. Потому нужна здоровая конкуренция партий, уважение закона, а не вульгарное, трусоватое выстраивание однопартийной системы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page