И никто никому в этом мире не нужен

По-разному складываются человеческие судьбы. Кто-то в конечном счете, и зачастую раньше, чем ожидал, получает то, что заслужил неправильным образом жизни и безответственным отношением к окружающим. Кто-то вроде бы не делает больших глупостей и не совершает недостойных поступков, но волею обстоятельств на склоне лет оказывается беспомощным и одиноким.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться и тем, и другим, очень похожи, так же, как и проблемы, которые они создают людям, живущим с ними рядом или состоящим с ними в какой-то степени родства.

… Алексею, проживающему в Заволжском районе Ярославля, нет еще и пятидесяти, но по виду этого не скажешь. Восьмидесятилетние старички порой выглядят куда лучше. Вплоть до весны прошлого года он жил с матерью-пенсионеркой и фактически за ее счет. Какие доходы могут быть у человека, который почти никогда не работал, даже если ему и была определена группа инвалидности? Не вследствие врожденного заболевания или полученной травмы, а из-за болезни, вызванной многолетним беспробудным пьянством. Алкоголь, особенно некачественный, наносит удар по двум главным направлениям — по голове и ногам. У Алексея сначала появились эпилептические припадки, а потом он стал передвигаться с трудом даже в пределах квартиры. Пока мать могла, она сама ходила в магазин, покупая и самое необходимое, и то, что под угрозой побоев у нее вымогал непутевый сынок.

СОЦРАБОТНИК, ПРИНЕСИ ВОДКИ

Когда старушка совсем слегла, к двум инвалидам прикрепили соцработника. В течение двух с лишним лет женщина приносила в их квартиру продукты, ходила в банк оплачивать их коммунальные счета, оформляла субсидии и занималась сбором документов на комиссию, ежегодно продлявшую ее подопечному срок действия группы инвалидности. Когда мать умерла, Алексей вконец опустился и распустился. Давать деньги соцработнице на покупки перестал, требуя, чтобы она приносила ему водку, приобретенную на свои. На вполне естественный в таких случаях отказ он реагировал злобно и даже агрессивно, кричал, стучал палкой, угрожал, после чего соцработник, сама уже немолодая женщина, отказалась обслуживать невменяемого клиента. Зная, что он собой представляет, никто из ее коллег не решился брать на себя эту неблагодарную ношу.

В итоге Алексей, пропустивший очередное переосвидетельствование, остался без группы инвалидности, а значит, без единственного источника средств к существованию. То, что его задолженность по квартплате растет из месяца в месяц, далеко не самая большая проблема. С голода ему не дают умереть сердобольные соседи, но хаос и антисанитария в квартире чреваты серьезными неприятностями и для них. Если бы речь шла о беспомощном старике, какой-то выход из ситуации просматривался бы, но 46-летнего мужчину, не имеющего на руках действующей справки об инвалидности, в дом-интернат по закону оформить невозможно.

Запущенного и истощенного больного можно было бы положить на социальную койку в больницу, но пребывание его там должен кто-то оплачивать. Чужие люди при всей своей доброте это делать не обязаны, а из родственников есть только двоюродный брат, с которым они не общались уже лет пятнадцать. Степень родства по современным понятиям практически никакая, к тому же положительный работящий мужчина, примерный семьянин, не может простить братану издевательств над собственной родительницей.

Скорее всего, этот дальний родственник, уже обращающийся в различные инстанции, переступит через свои эмоции и начнет довольно длительный процесс оформления этой деградировавшей личности туда, где она и должна находиться, но разве это справедливо? Вроде бы наша Конституция именует российское государство социальным, так почему же вместо соответствующих служб выпавшими из нормальной жизни гражданами должны заниматься частные лица?

БАБУШКА-РАЗЛУЧНИЦА

Другая ситуация, одновременно похожая и непохожая. Антонина Васильевна, которой скоро должно исполниться 82, всю свою жизнь честно и скромно проработала в сельском хозяйстве. Уже когда она была на заслуженном отдыхе и справляться с домашними делами стало тяжеловато, сын взял ее к себе. Несколько лет они прожили в небольшой двухкомнатной квартирке втроем — он, его жена и мать. Потом случилось несчастье, и сын Антонины Васильевны умер. Потеряв самого близкого человека, Юля считала своим долгом заботиться о старушке, но минул год, другой, и молодая еще женщина нашла в жизни новое счастье. Она вышла замуж, а вскоре ее избранник получил предложение поработать в московском филиале одной крупной международной корпорации. Зарабатывает он достаточно, чтобы снимать квартиру в столице, но Юля не может к нему переехать, так как ей не с кем оставить беспомощную старушку, фактически ей совершенно чужую. Что могла для нее, она сделала, добившись оформления 1-й группы инвалидности. Но повышенную по этому случаю пенсию несколько месяцев не могли получить, так как расписаться в ведомости Антонина Васильевна не в состоянии, а посторонним деньги давать не положено.

На это имеют право только либо сам пенсионер, либо его опекун. Но инициировать процесс назначения опеки может лишь его достаточно близкий родственник. Поэтому в суде заявление от бывшей снохи, носящей теперь совсем другую фамилию, приняли не сразу. Но в конце концов проблема частично разрешилась. Бабушку признали недееспособной. Чтобы окончательно устроить ее жизнь, остается собрать примерно десяток врачебных справок от различных специалистов для получения путевки в дом-интернат для пожилых людей, страдающих хроническими не-

обратимыми нарушениями психики. Возить по поликлиникам и лабораториям человека, почти не встающего с постели, задача практически невыполнимая. На период обследования можно ее положить на так называемую социальную койку за сравнительно небольшую плату, но в обычную больницу пациентку со съехавшей крышей не возьмут, а в психиатрической клинике нужно, чтобы она хоть немного передвигалась самостоятельно. И там, и там острая нехватка обслуживающего персонала и как следствие — очереди на госпитализацию. А семейная жизнь Юли и Олега вот уже второй год находится в подвешенном состоянии, хотя их собственные кровные родственники пока в повышенном внимании и помощи не нуждаются…

ДЬЯВОЛЬСКИЙ БУКЕТ ДЛЯ ЧЕМПИОНА

С такой биографией, как у 32-летнего Бориса, вполне можно было бы стать героем фильма, претендующего на «Оскар», неплохо заработав на продаже собственной эксклюзивной истории. Но история эта, к сожалению, оказалась слишком трагичной. В 17 лет крепкий, здоровый парень, живший в одной из республик Центральной Азии, незадолго перед этим получившей независимость, выигрывает чемпионат страны по боксу среди юниоров. Не все желали ему победы и не все радовались вместе с ним, поскольку молодой человек не принадлежал к титульной нации. В тот период некоторые влиятельные господа считали это чуть ли не оскорблением их национального достоинства, и один из них сказал новоявленному чемпиону, что он был неправ, проявив слишком большое усердие в борьбе за звание чемпиона. Причем сказал это в столь резкой форме, что ответная реакция последовала практически мгновенно. Нокаутирующий удар юного дарования оказался смертельным, и следующие девять лет его жизни прошли в местах лишения свободы. Оттуда Борис вышел с поистине дьявольским букетом заболеваний, от одного перечисления которых бросает в дрожь: туберкулез, сифилис, гонорея, СПИД, гепатит С. Общую картину дополняет еще одна немаловажная деталь: бывший спортсмен стал человеком, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, с совершенно неуправляемым характером, представляющим непосредственную опасность для любого, кто окажется на его пути. Переезд в Россию ничего в его жизни не изменил.

Периодически у Бориса совсем съезжает крыша, и встает вопрос о необходимости его лечения. Но куда помещать таких людей, специалисты до сих пор не могут определиться. В соответствии с разработанным на федеральном уровне планом реорганизации психиатрической службы число коек в клиниках для душевнобольных сокращается. Специализированное отделение для тех, кто не дружит с головой и одновременно страдает туберкулезом, сохранилось сейчас только в одной загородной больнице. Но оно предназначено для тихих пациентов со стажем, острые же психозы надо лечить в отделениях закрытого типа, в настоящее время переполненных выше всякого предела. Живого носителя справочника опасных инфекций направлять туда весьма рискованно для остальных, проходящих там лечение, многие из них оказываются там первый и последний раз в жизни. Неменьший риск — оставлять буйного пациента вне изоляции от общества. Иногда медикам удается найти компромиссные варианты типа интенсивного лечения на дому, но лишь благодаря эксклюзивности таких случаев. Необходимо разработать системный подход до того, как их станет слишком много…

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К ОПЕКЕ

Не торопясь брать на себя ответственность за судьбы людей, выпавших из нормальной жизни, государство не слишком стремится и помочь тем, кто готов полностью взять на себя нелегкий крест заботы о ближних. Юрий Михайлович, сам недавно вышедший на пенсию, но продолжающий работать, занялся оформлением опеки над собственной старушкой-матерью. Ни в какой дом-интернат сдавать он ее не собирается. Бабушка живет сейчас в его семье. Других родственников у нее нет, фамилии одинаковые, поэтому с судебным решением о признании недееспособной никаких сложностей не возникло. Они начались уже в отделе администрации Кировского района Ярославля, куда Юрий Михайлович обратился за опекунским удостоверением. Там с него потребовали в общей сложности 14 различных справок и копий документов.

В их числе справка о размере заработной платы, вызвавшая неудовольствие сотрудницы собеса тем, что суммы за каждый месяц в ней почему-то проставлены разные. Нелегко, видимо, понять чиновникам, получающим фиксированные оклады за счет наших с вами налогов, что остальным людям приходится использовать любую возможность, чтобы хоть немного увеличить свой текущий доход. Необходимы также характеристика с места работы — тут все более или менее понятно — и справки из ДЕЗов об отсутствии задолженности по обеим квартирам, опекуна и опекаемой. Оплаченных квитанций за последний месяц, содержащих исчерпывающую информацию, почему-то недостаточно.

Нужно еще представить справку о том, каков размер пенсии старушки, которую будут опекать. Сами чиновники запросить эти сведения в Пенсионном фонде по какой-то причине не могут. Возможно, просто экономят на услугах электронной поч-ты. Еще один документ, без которого гражданин не вправе претендовать на опеку над престарелой родительницей, — это заключение о состоянии здоровья будущего опекуна, подписаться под которым в числе прочих специалистов должны также фтизиатр и дерматовенеролог. С рекомендацией из психодиспансера все относительно просто: участковый психиатр выясняет серьезность намерений того, кто будет осуществлять опеку, а заведующий подписывает письмо в опекунскую комиссию районной администрации. Но и на это тоже требуется потратить определенное время.

Когда все бумаги собраны, остается сущий пустяк: сотрудники органов опеки составляют акты обследования обеих квартир — и той, где подопечная прописана, и той, где она фактически проживает. Немаловажный момент — срок действия некоторых справок составляет всего месяц, и Юрий Михайлович, которому помимо хождения по инстанциям приходится еще и работать, опасается, что, не уложившись в отведенное время, ему придется идти по второму кругу… Он сам и его супруга, в основном и осуществляющая уход за физически беспомощной бабулькой с непростым характером, недоумевают, зачем нужно такое количество формальностей? Если бы речь шла об опеке над ребенком, тогда можно бы понять, но какое отношение это все имеет к пожилой женщине, у которой нет более близкого человека, чем родной сын?

ЗАВИСШИЕ

НА ПЕРЕХОДЕ

Правда, по словам специалистов, сталкивавшихся со всякими мыслимыми и немыслимыми ситуациями, корыстные мотивы в действиях потенциальных опекунов сейчас очень распространены, и нечестно поступать со старыми и больными людьми зачастую могут не только внуки с племянниками, но и родные дети. Так что контроль, похоже, действительно необходим. Только что он способен изменить по большому счету?

Но тот, кто думает, что лично его это не касается, очень глубоко заблуждается. Слабоумные старики, забывшие выключить газ, взрывают дома, деградировавшие алкоголики устраивают пожары, наркоманы и бомжи разносят опасные инфекции, психически больные, оставшиеся без лечения, представляют непосредственную угрозу для окружающих… Так, может, нам все-таки стоит уделить чуточку внимания проблемам тех, от кого мы привыкли брезгливо отворачиваться?..

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page