Пресса попала под пресс

Два десятилетия назад страна провозгласила курс на демократию и гласность. Для журналистов наступила счастливая пора. Они оказались в центре внимания всего общества.

Изголодавшись по полноценной информации о жизни в стране и за рубежом, граждане России проявляли колоссальный интерес к средствам массовой информации. Казалось, ничто не предвещало плохих перемен. А они, подобно грозовым тучам, надвигались, заслоняя солнце и свет провозглашенных свобод.

Зависимость от КПСС сменилась финансовой зависимостью от новых учредителей и рекламодателей. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Средства массовой информации незаметно для себя перешли в сферу услуг. И начались беды.

Главная из них — потеря читателей. Возьмем нашу область. Четверть века назад в области выходило двадцать полноценных газет, работал комитет по телевидению и радиовещанию, пятнадцать редакций городского и районного радио. В настоящее время на территории области зарегистрировано около двухсот различных средств массовой информации. Три четверти из них — газеты и журналы. Казалось бы, здорово. Но при этом годовой тираж печатных СМИ за это время сократился в пять раз!

Еще печальней анализ читающей аудитории. По оценкам специалистов, среди людей трудоспособного возраста рабочие массовых профессий составляют 10 — 12 процентов, категории ИТР и служащие, предприниматели, а также руководители предприятий, организаций и бизнеса примерно 20 процентов. Остальные читающие — пенсионеры. Число молодежи, интересующейся местной периодикой, настолько незначительно, что не стоит брать в расчет. Соответствует ли такая статистика подлинной свободе слова, гласности и демократии? Ответ, пожалуй, ясен. А в чем причина? Прежде всего в том, что среднестатистического гражданина почти полностью лишили права голоса в сегодняшней прессе. Средства массовой информации, а точнее, их учредителей перестало интересовать мнение людей. Они используют СМИ в своих меркантильных интересах, которые сводятся к удержанию и укреплению обретенной власти и капитала. Журналисты, оказавшись в качестве наемных работников, не в состоянии изменить ситуацию. Между ними нет сплоченности, солидарности, хорошо организованного центра.

К сожалению, пресса попала под пресс. Пресс власти и бизнеса. Профессиональный долг журналистам реализовать не дают. Есть ли в этом их вина? Безусловно! Об этом и планируется разговор на внеочередной отчетно-выборной конференции областной журналистской организации, которая состоится 27 марта.

К большому сожалению, журналисты области перестали быть сообществом профессионалов. Смирившись с положением наемных, многие работают в стиле «чего изволите?» и «сколько я буду иметь?». Требования кодекса этики российского журналиста, традиционной морали и нравственности вытесняет финансовая составляющая.

В завершение статьи только еще один печальный факт, подтверждающий справедливость горького упрека. В феврале в области накануне выборов 2 марта отпечатано более ста номеров дорогих красочных газет, прославляющих политические партии, деловые и личные качества кандидатов в различные органы власти. Общий тираж таких изданий превысил миллион экземпляров. Среди этих газет были фальшивки, подделки, противозаконные. Но ведь вся эта продукция готовилась журналистами. Творчески, изощренно, с целью оказать влияние на выбор избирателей. Хотя нет сомнений, что настоящие журналисты-профессионалы знали, что хвалят и рекламируют не всегда и далеко не тех, кто достоин представлять демократическую власть в регионе и на местах. Но деньги усмирили совесть. Они же усыпили демократию и гласность, без которых средства массовой информации в России теряют всякий смысл.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page