Призыв без чувства юмора

У военных с чувством юмора всегда были проблемы, но на этот раз они просто превзошли самих себя. Если раньше день 1 апреля считался формальной датой начала весеннего призыва, а реально медицинские комиссии при военкоматах приступали к работе примерно на неделю позже, то нынче в Ярославле они заработали на полную мощность сразу, не дав адаптироваться к довольно напряженному темпу деятельности ни докторам, ни техническим сотрудникам.

МАРШ ПЛОСКОСТОПЫХ

И уже в первые дни работы призывные комиссии напринимали решений, на взгляд со стороны — весьма странных, если не сказать абсурдных. К примеру, молодой человек, живущий в Красноперекоп-ском районе Ярославля, который собирался поступать в военный финансовый институт, был забракован хирургом в связи с наличием у него плоскостопия. В то же время с дефектом такой степени выраженности он признан годным к прохождению срочной военной службы. Интересная получается ситуация: сидеть за компьютером в финчасти по состоянию здоровья ему нельзя, а заниматься строевой подготовкой на плацу и совершать марш-броски, оказывается, можно. Специалисты разводят руками: так написано в приказе министра обороны, которым они обязаны руководствоваться. Следуя логике составителей этого документа, Российской армии на офицерских должностях нужны не профессионалы, знающие свое дело, а манекенщики для рекламы форменного обмундирования. А мы еще удивляемся, почему командиры зачастую не пользуются авторитетом у подчиненных…

Другой призывник уже больше года не может найти общий язык с Заволжским военкоматом по поводу своей годности к исполнению воинского долга. У парня имеется остеома бедра — костный нарост, не представляющий опасности для здоровья, но ограничивающий объем движений ноги. Он прошел уже не одно обследование и имеет на руках соответствующие заключения, но призывная комиссия негодным к военной службе его не признает, ссылаясь на приказ министра обороны. Призывник ссылается на тот же самый приказ и в подтверждение своей позиции показывает брошюру с текстом этого документа. Вся проблема в том, что справочник, имеющийся у него, более позднего года выпуска, чем в военкомате. Военные говорят, что никаких новых указаний к ним не поступало, а в книжках можно написать что угодно. Теперь вопрос о том, на чьей стороне истина, будет решаться в суде…

НАГРУЗКА РАСТЕТ, ОПЛАТА — НЕТ

Очевидно, таких спорных ситуаций в нынешнем году будет достаточно много, так как заметно увеличивается количество призывников, приглашаемых на сборные пункты. Согласно планам Министерства обороны с начала апреля до середины июля в Ярославской области должны быть призваны 1350 человек, то есть примерно по 120 — 150 новобранцев на каждый крупный военкомат. Нагрузка на врачей призывных комиссий, таким образом, резко возрастает, чего нельзя сказать об оплате их труда. Деньги для этого военкоматам выделяются, но доходят до специалистов не всегда. В Дзержинском районе докторов кинули за целых четыре месяца из-за какой-то неразберихи с платежными документами, и оказалось, что весь осенний призыв люди трудились бесплатно. В других военкоматах платят аккуратно, но из-за хитро составленного графика работы суммы получаются смехотворные. Раньше призывные комиссии работали в течение двух-трех месяцев ежедневно, теперь же рабочими считаются только три дня в неделю. Правда, за эти дни осматривается не меньше, а зачастую больше призывников, чем раньше за пять. Оплата же рассчитывается по отработанному времени, а не по количеству обследованных. Так что желающих идти работать за такие деньги найти становится все трудней. В основном выручают пенсионеры, но когда не удается уговорить и их, приходится отрывать от работы сотрудников поликлиник и диспансеров, чем они жутко недовольны.

КТО ПРИДУМАЛ ХИТРЫЙ ГРАФИК?

Еще бы, ведь основную работу им все равно приходится выполнять, втискивая весь недельный прием пациентов в два оставшихся дня. К тому же комиссия на допуск к оружию обычным желающим вооружиться гражданам, в том числе и работникам военкоматов, обходится в тысячу с лишним рублей, а при необходимости дополнительных обследований — почти в две. Та же самая работа с призывниками осуществляется фактически бесплатно, за голый оклад, который у врачей все еще до неприличия низок. Так что с началом каждого призыва в медицинских учреждениях нарастает напряжение, порой выливающееся в споры и конфликты, вызванные тем, что руководство не всегда справедливо распределяет эту по сути общественную нагрузку между подчиненными.

Давно пора пересмотреть систему оплаты труда сотрудников призывных комиссий, сделав так, чтобы работа в них воспринималась не как вынужденная ссылка, а как дополнительная возможность пополнить свой личный бюджет. Конечно, таких сумм, какие платят за профосмотр своих сотрудников коммерческие предприятия, от Министерства обороны не дождешься. Но, учитывая важность этого дела для всего общества, можно установить на освидетельствование призывников более скромные тарифы. Главное, чтобы они были официально утверждены и являлись обязательными для заказчиков, в роли которых и выступают военкоматы. Необходимость решения этого вопроса давно назрела, и он вполне мог бы стать темой для обсуждения на одном из очередных заседаний правительства области.

Переход к полной профессионализации армии — прерогатива федеральных властей, но и на региональном уровне можно многое сделать для улучшения качественного состава молодого пополнения в ряды Вооруженных сил. Хорошая оплата привлечет в призывные комиссии наиболее грамотных специалистов, которые будут совершать куда меньше ошибок при призыве, чем это делается сейчас. План существует только для чиновников в погонах, а у врачей его в принципе быть не может. Не зря говорится, что обороноспособность страны — это слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным. Тем более что проблемы с чувством юмора у них по-прежнему сохраняются…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page