Один гад, другой вундеркинд

Потерять ребенка очень легко: чаще прямо в собственном доме. А как уберечь, как вывести на правильную жизненную дорогу? Умные книжки пестрят советами: как воспитать ребенка православным, миллионером, президентом. Что называется, из крайности в крайность.

«Что для вас воспитание детей: всепоглощающая любовь, вседозволенность — все лучшее детям или строгость, большой солдатский ремень?» — этот вопрос мы задали прохожим на улицах города. Как выяснилось, большинство еще те Макаренко. Особенно молодые. Самый распространенный ответ: «Да никак — растет себе и растет. Интересно, что вырастет». Нашлись и такие, кто дите дрессирует как собачку: сделаешь как надо — получай конфетку, а не так — кнут. А потом удивляются — авторитет падает.

Галина, служащая: — Лучше положительного примера родителей не придумаешь. Главное — убеждение. Заставить можно, но ребенок выйдет из дома и все равно по-своему сделает.

Тамара Владимировна, начальник отдела мэрии: — Когда мой сын рос — у него переходного возраста не было. Мы всегда разговаривали с ним как со взрослым. Внук такой же. Он учится в 3-м классе, учителя замечания делают: что, мол, он у вас как старичок рассуждает. А разве это вредно? И самое главное — любовь, она еще никого не испортила, нужно чаще общаться. Когда мы с мужем были молодые, сыну недостаточно времени уделяли — теперь жалеем.

Екатерина, домохозяйка: — У меня ребенок на отказ дать что-нибудь, сосиску в час ночи или еще что подобное, может учинить скандал с валянием на полу, ором на всю квартиру. И, зная свою дочь, мне проще дать требуемое, чем в час ночи пускаться в пространные доводы о вреде сосисок в ночной период. Она это знает и пользуется. Ну и фиг с ним. И меня так же растили.

Юрий Анатольевич Канцирев, сотрудник департамента финансов области: — Баловать должны бабушка с дедушкой, а воспитывать родители, тогда толк будет. В нашей семье было так. И в угол ставили, и по попе шлепали. А на пользу ли пошло воспитание — сама жизнь показала, что да. Дочь учится в Демидовском университете, сын окончил МГУ, живет в Америке, защищается на докторскую степень.

Елена Николаевна, менеджер турфирмы: — У меня нет детей, но лично я, наверное, буду строгим родителем. Это отнюдь не означает, что я садистка, сердца у меня нет. Просто я по жизни сделала вывод: чем балованнее человек, тем он больше делает ошибок, чем больше ему помогают, тем больше он думает только о себе. У меня не такая толстая шея, чтобы держать на ней детей до старости. Я не понимаю, когда у парня хер в стакан не лезет, а мама ему: «Сыночек, сыночек!» Или когда матери надеть нечего, семья последний кусок доедает, а дитю покупаются дорогие игрушки. Примеры? Под нами живет 30-летний алкоголик, ни дня не работал. Мама-старушка всю жизнь провела в нищете, только чтобы сын жил в достатке. Сын ее бьет и жаждет, чтобы она померла. Для мамы он самый лучший. Даже если ее мужа, отчима, в гроб загнал. Или мой коллега, ему почти 30. Он заботится о бабушке-инвалиде. Вы можете себе представить, какой характер у престарелого человека, который всю жизнь был нормальным, а на седьмом десятке потерял ногу. Ужас! Однако он о ней заботится, в отпуск не едет: «Куда я от бабушки!»

Валерий Степанович, врач: — Воспитание в моем понимании — говорить «спасибо», «пожалуйста», пользоваться ножом и вилкой, отличать хорошее от плохого. А все остальное — характер. Куда его денешь?

Наталья и Алексей Тюрины из Даниловского района: — По всякому надо — и строгостью, и лаской. Если зря ругать — пользы не будет. Детки сейчас пошли балованные, не то что мы когда-то были, — меньше слушаются и запросов больше. У нас две дочки, Юля и Вера, 5 лет и 2 годика. Не смотри, что крохи совсем, а уже такие модницы: туфельки, джинсики, ботиночки все сами выбирают, и не абы какие. Несмотря на то, что мы из сельской местности.

Мария, сотрудник компании сотовой связи: — Мой сынуля часто напоминает, что ему уже пять с половиной, а мы воспитываем его всем колхозом. Обе бабушки мне активно помогают. И у него отнюдь не ангельский характер. Упрямый — жуть. Детка может заявить: «Мам, ты глупая — не понимаешь». Стараюсь вести себя жестко — стою на своем. Один раз дашь слабину, потом авторитет не восстановишь, правда, получается у меня все реже и реже. Сын растет — авторитет падает.

Иван Сергеевич, пенсионер: — Надо всегда находить золотую середину. Детей не надо распускать. Сейчас народ почувствовал свободу, а ответственности нет. Поэтому много преступлений совершается. Люди живут беспечно, все на халяву, труд перестали ценить. Сады бросают. По телевизору реклама идет: поработал — пошли пиво пить. Разве это дело? Нас в семье было три брата, жили скромно, но от работы не отлынивали. И все в люди вышли.

Евгений, строитель: — Все говорят о каких-то стандартах, шаблонах. Но большинство детей нестандартные. Воспитывают одни и те же родители, а вырастают разные люди. Один вундеркинд, другой гад. И из избалованного мальчика может вырасти нормальный мужчина, а из спартански воспитанной девочки отказная мамаша.

Светлана Борисовна, пенсионерка: — Я свою дочь растила одна, муж умер рано. Бывало, и голодали. Но чтобы бить — такого не было. Грех это. Сейчас дочка живет в Москве, работает поваром в ресторане «Россия». У меня уж и правнучка. Только видимся редко.

Ингар, Наиль, сотрудники МЧС.

Ингар: — Главное, чтобы дочь водку не пила — отцу оставляла. Серьезно? Должна быть политика кнута и пряника. Лет до 15 пряник и чуть-чуть кнута. После — наоборот. У меня две дочки растут, вроде справляюсь. Я латыш, а у нас уважение к родителям — вещь первостепенная. Морального насилия не должно быть, физического — тем более. Кулаками дурь не выбьешь, а свою покажешь.

Наиль: — А у меня два сына уже взрослые. Я бывший военный, и они росли в военной среде. Сами понимаете, там не забалуешь. Традиция Советской армии — это национальная традиция. Главное, детей не бить. Рукоприкладство до добра не доводит.

Аркадий Дмитриевич Котов, учитель физкультуры школы N 33: — Мой принцип: доверяй, но проверяй. Доброжелательность к детям прежде всего. Когда поймаешь на вранье — сначала нужно поговорить по душам. Если не получится, наказывать. В компьютер играет — запретить компьютер, сериалы смотрит — не пускать к телевизору. Еще надо к спорту с детства приучать. Я, как учитель, практикую метод игровых уроков.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page