Найди меня

Одна игра Всемирной паутины интернет называется «Найди меня». Мальчишки в ней ищут девчонок, девчонки — мальчишек. Очень забавное занятие. У ярославских пенсионеров Николая Николаевича Камкина и Любови Петровны Матвеевой тоже что-то вроде этой игры, но для пожилых.

Пятый год Николай Николаевич разыскивает Любовь Петровну, чтобы получить с нее причитающиеся по суду 13 тысяч рублей.

Но начнем все по порядку.

Живут Николай Николаевич Камкин с женой Зоей Васильевной в Гаврилов-Яме, на самой окраине райцентра, где город больше напоминает деревню. Особенно заметно это нынешней весной, когда весь пригород утонул в дорожном киселе. И улица Суворова, где Николай Николаевич построил свой дом, не исключение.

Тогда, сорок с лишним лет назад, он работал каменщиком в СМУ. Поднимал для гавриловямцев стены новых пятиэтажек, а для себя строил незатейливый щитовой дом, покупая все материалы на лесоторговом складе. Рядом строился сосед Вячеслав Малков, о котором будет сказано ниже.

Построив дом, посадив яблоневый сад и вырастив двух дочерей, в 1989 году Николай Николаевич с чувством выполненного долга вышел на пенсию. 127 рублей положило тогда государство за его труды праведные — по советским меркам, деньги немалые.

Так и жили бы себе пенсионеры Камкины, не зная забот и печалей, до глубокой старости, но в августе 2001 года случилось страшное. Пришел нетрезвый сосед Вячеслав Малков, стал угрожать Николаичу убийством, слово за слово — свалил семидесятилетнего старика на землю и давай мутузить. А уж когда навалился на него сверху и принялся бить головой о землю — из того, казалось бы, и дух вон. Да не тут-то было. Перед тем как выйти к соседу на разговор, Камкин чистил шилом рамки для пчел, которое затем сунул под ремень. Этим-то шилом ветеран и стал тыкать снизу своего здоровяка соседа. Тот ослаб, поднялся во весь рост — и рухнул.

Дальше Николай Николаевич ничего не помнит. Знает только, что соседа «скорая» увезла в больницу, а его доставили в милицию, допросили, забрали окровавленную одежду и отвезли обратно домой. По дороге милиционер сказал, что сосед в больнице умер.

По факту смерти Малкова Гаврилов-Ямской районной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по статье 111 части 4 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Камкина вызвали на допрос и задержали, но в камере ему стало плохо. Ветерана увезли в хирургическое отделение ЦРБ, где он пролежал двенадцать дней. Поначалу к нему даже приставили милиционера, но потом видят, что больной никуда не сбежит, и конвой сняли.

Расследование шло ни шатко ни валко и, наверное, давно склонилось бы в пользу старика, который был вынужден обороняться, но среди родственников погибшего оказался большой прокурорский начальник — и дело никак не закрывали. Понял Николай Николаевич, что одному ему с навалившейся напастью не справиться, нужна квалифицированная юридическая помощь, адвокат нужен.

Вот тут ему и сосватали Любовь Петровну Матвееву, чья контора находилась в Ярославле на Московском вокзале. Матвеева сама приехала в Гаврилов-Ям и взялась помочь. 10 октября 2001 года было заключено соглашение, по которому гостья бралась оказывать Камкину юридические услуги, за что, как говорится, не отходя от кассы, и получила с него 5 тысяч рублей.

Следствие по уголовному делу

N 01159072 вела прокуратура Гаврилов-Ямского района и прокуратура Ярославской области. Но никакого участия в проведении следственных действий с Камкиным Матвеева не принимала. Да, как потом выяснилось, и принимать не могла, потому что адвокатом не являлась, в коллегию адвокатов не входила, а следовательно, и выступать в качестве защитника никаких полномочий не имела. Была она всего лишь частным предпринимателем без образования юридического лица, занимающимся оказанием платных юридических услуг.

И все же 18 декабря 2001 года производство по уголовному делу в отношении Камкина было прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава уголовно наказуемого деяния (ст. 5 п. 2 УПК РФ). По закону причинение вреда в состоянии необходимой обороны посягающему лицу не является преступлением (ст. 37 УК РФ). Таким образом, дело закрыли без участия Матвеевой, но Любовь Петровна после этого снова приехала к Николаю Николаевичу и потребовала с него еще 5 тысяч рублей. Камкин денег ей не дал и предложил возвратить те 5 тысяч, что она брала раньше, сказав ей прямо в лицо, что никакой юридической помощи в ходе следствия она ему не оказала. Тут уже было дело принципа. Нечего, пользуясь юридической неграмотностью населения, наживаться на чужом горе, не стукнув при этом пальцем о палец.

Тогда же Камкину подсказали, что деньги с Матвеевой можно вернуть через суд по закону «О защите прав потребителей». По этому закону Матвеева не имела права заключать с ним соглашение на оказание услуг защитника при производстве уголовного дела. Получалось, что этим соглашением она нарушила права клиента на защиту и получение им в ходе следствия квалифицированной юридической помощи. Но чтобы привлечь обидчицу к ответу, нужно было ее найти.

Длительное время Камкин разыскивал Матвееву, чтобы вернуть свои «гробовые» деньги, при этом тяжело переживал случившееся, из-за чего у него ухудшилось состояние здоровья. И в конце концов через адресный стол УВД области все же нашел.

Гражданское дело назначили к рассмотрению в Гаврилов-Ямском районном суде. О дате заседания ответчицу пришлось извещать телеграммой с уведомлением. Но на первом заседании Любовь Петровна иск не признала. Пояснила, что условия договора выполнила и Камкину ничего не должна, а наоборот, он еще должен ей 5 тысяч рублей. По ходатайству ответчицы дело откладывалось для представления суду дополнительных доказательств, но они в суд так и не были представлены. А потом Матвеева и вовсе не стала являться на заседания, из-за чего рассмотрение дела откладывалось пять раз. Оправдательных документов причин своей неявки в суд она не представила.

И 19 декабря 2003 года Гаврилов-Ямский районный суд вынес решение о взыскании с Матвеевой в пользу Камкина в возмещение материального ущерба — 5081 рубля 61 копейки, компенсацию морального вреда — 5000 рублей, в возмещение расходов по оплате услуг представителя — 3000 рублей, всего 13081 рубль 61 копейку. Ответчица решение суда не обжаловала, и 5 января 2004 года оно вступило в законную силу.

И вот уже четыре с лишним года Николай Николаевич никак не может получить с Матвеевой этих денег. Ни судебные приставы-исполнители, ни прокуратура Ярославского района, «принимая все допустимые законом меры», никак не могут их взыскать. Николай Николаевич даже обращался с жалобой на невыполнение судебного решения в Генеральную прокуратуру РФ — не помогло. Правда, из прокуратуры Ярославского района пришел ответ, что «никакого имущества, а также денежных средств на расчетных счетах в банках, на которые возможно обратить взыскание, за гражданкой Матвеевой не значится, должник нигде не работает и получателем пенсии не является. В ходе розыскных мероприятий установить место нахождения гражданки Матвеевой до настоящего времени не представилось возможным».

Вот что значит потрудиться частным предпринимателем на ниве оказания населению платных юридических услуг. Пятый год тянется между пенсионерами виртуальная игра «Найди меня», и все это время никак Николаю Николаевичу не удается найти Любовь Петровну. На днях пенсионер обратился за помощью в нашу редакцию. Может быть, хоть читатели помогут?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page