Когда покупатели лукавят

В апреле в бывшей конторе совхоза «Кузьмино», одного из первых развалившихся хозяйств в Даниловском районе, собрались бывшие его работники и те, кто наследовал земельные паи. Всего на сход пришло около 60 человек. На повестке дня один вопрос — продажа земельных паев.

— В основном выступали перед нами двое, — рассказала участница схода Тамара Степановна Петрова, работавшая директором совхоза «Кузьмино» до 1993 года. — Молодой человек, представившийся рыбинским предпринимателем (фамилию его я не расслышала), и хорошо известный в Данилове Юрий Михайлович Полетаев. Присутствовал на сходе и бывший наш глава района Анатолий Васильевич Иваницкий, заявивший, что хорошо знаком с этими людьми и раньше работал с ними. Господин из Рыбинска предложил нам цену: 15 тысяч рублей за земельный пай в 7,2 гектара. Люди же посчитали, что более справедливым было бы продать паи по 80 тысяч рублей за каждый. Хотя никто точно не знает, какова кадастровая оценка земель бывшего совхоза. Рыбинский предприниматель сказал, что собирается строить в деревне Ростилово тепличное хозяйство на

24 гектарах и вопрос с землей у него якобы уже решен. У меня на этот счет сомнения: как можно было заполучить 24 га земли в Ростилове, не покупая паев? Я знаю, что там всегда было совхозное поле, включая и карьер, который начали разрабатывать дорожники. С ними у нас даже был из-за этого конфликт.

Как удалось узнать позже, эти земли оформлены в аренду на длительный срок. А сам рассказ Тамары Степановны напомнил мне 25 сентября прошлого года. В тот день случилось присутствовать в Кузьмине на освящении, как оказалось, начала строительства животноводческого комплекса по выращиванию и откорму 11 тысяч свиней в год — о чем возвещал красочный стенд на строительном вагончике. Под гул бульдозеров, расчищавших от леса площадку, приглашенный даниловский батюшка совершил молебен, вологодский архитектор проекта свинокомплекса показал его макет и назвал даже цену строительства — 520 миллионов рублей. На церемонии из знакомых мне людей присутствовали также Анатолий Иваницкий, Юрий Полетаев и депутат Госдумы РФ Анатолий Грешневиков, помогавший, по его словам, «пробить финансовую линию в Москве» на строительство свинокомплекса.

Вместе с Полетаевым и своим пресс-секретарем весной того года Иваницкий ездил в Голландию, как раз по поводу строительства свинокомплекса. На одном из заседаний земского собрания района депутаты спросили, будет ли толк от этой поездки и когда он отчитается за 115 тысяч бюджетных рублей, которые были израсходованы на нее.

Вполне резонно предположить, что уже в прошлом году, не особо рассчитывая быть избранным главой района на второй срок, Иваницкий готовил для себя «запасный аэродром». И не где-нибудь, а в Кузьмине. Только вряд ли удастся построить первую очередь комплекса по проекту «Свингол», как называется вся эта затея, к июню этого года, о чем было заявлено на торжественной церемонии начала строительства. И вообще вокруг «Свингола» до сих пор много тумана: что там действительно будет строиться, сколько газа потребуется для функционирования комплекса, сколько будет рабочих мест? Впрочем, где появляется фигура Юрия Полетаева, чего-то другого трудно ожидать.

— Конечно, что стоит Полетаеву с сотоварищи выложить за 142 пая (если не ошибаюсь, их именно столько) немногим более двух миллионов рублей, — продолжила свой рассказ Тамара Степановна Петрова. — Юрий Михайлович приехал на сход с чемоданчиком и готов был тут же скупить паи, уверяя, что 15 тысяч рублей за один — красная цена. А Иваницкий стал тут же уверять всех, что оформление пая земли в 7,2 га в собственность обойдется чуть ли не в 300 тысяч рублей! Наверное, намеренно пугал людей. Сопоставьте — 15 и 300 тысяч рублей! Понятно, в деревне немало бедных, они готовы расстаться с землей и за эти гроши. Нашли даже, кажется, человека, который будет покупать паи — Николай Носов, бывший тракторист, а теперь пенсионер-инвалид. Хотя и он называл 15 тысяч рублей слишком малой ценой за пай. С другой стороны, 15 лет земля простояла без дела, так хоть теперь за нее можно хоть что-то получить.

Для того чтобы обеспечить кормами свинокомплекс, надо много земли, вот и стараются скупить ее чохом, больше тысячи гектаров сразу. Затем и собрали нас. Только люди не согласились, поднялись и ушли. Теперь, наверное, Полетаев с Иваницким будут работать с людьми индивидуально. Как пойдет дело дальше, не знаю. Я сказала потом в разговоре с Иваницким, что за 80 тысяч рублей продала бы свой пай — хочу внучке настоящий дорогой подарок на память купить. Понятно, что скоро государство приберет к рукам всю

неоформленную землю. Но продавать ее задаром не хочу. Не для того я четверть века на земле трудилась.

— Почему государство спокойно наблюдает, как нас хотят в очередной раз обмануть? — сказал еще один участник схода, знаменитый в свое время комбайнер района Александр Васильевич Матаков. — За земельный пай больше семи гектаров предлагается 15 тысяч рублей. И это там, где есть водопровод, электричество и подведен газ. Покупатели заявляют, что для них это неважно. Как бы не так! Они явно лукавят. К тому же свинокомплекс хотят строить буквально рядом с федеральной трассой «Холмогоры», что также увеличивает стоимость угодий. Выслушав покупателей, я встал и ушел со схода. За мной потянулись остальные. Думаю, все равно найдутся такие, что продадут пай и за 15 тысяч. Люди не понимают того, что потом не только корову, но и козу им некуда будет на выпас выгнать. Новые хозяева церемониться не станут, все огородят. Живущие в городе пайщики, как я, этого на себе не почувствуют, а каково деревенским? Столько сил я отдал земле, чтобы получить за пай нынешнюю среднюю месячную зарплату! Да это же грабеж среди бела дня!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page