А у вас есть пушкин

У Лидии Валентиновны Кухто есть все. Потому что у нее есть Пушкин, а Пушкин, сами знаете, это наше все. Проходят века, меняются экономические и политические формации, подвергаются корректировке наши вкусы и пристрастия, и только Пушкин пока еще остается нашей безоговорочной, не подлежащей девальвации ценностью.

40 ЛЕТ ДРУЖБЫ

Лидия Валентиновна родилась в Рязани. Там же закончила школу, затем медицинский техникум, вышла замуж. Ее стаж работы в медицине — 50 лет. В общем, все в стандартах обычной, ничем особо не примечательной биографии. Однако Лидию Валентиновну знают нынче во многих городах бывшего Советского Союза. А уж те, кто так или иначе связан с жизнью и творчеством Пушкина, знают почти наверняка. Потому что 40 лет служения имени великого поэта не проходят бесследно. Но в отличие от многих титулованных и именитых пушкиноведов у Лидии Валентиновны нет титулов. За ту работу, которую ведет она по велению души на ниве популяризации творчества Пушкина, никто не платит ей зарплату. Кроме финансовых убытков, нет никакой прибыли. Кроме одной — дружбы с Пушкиным. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Общаться с Лидией Валентиновной большое удовольствие. У нее даже лицо светится каким-то внутренним светом духовности и добра.

Лакмусовой бумагой у нее для любого собеседника, для любого населенного пункта и даже для любой страны стал вопрос: «А у вас есть Пушкин?» Именно с этого вопроса и начался наш первый разговор с ней. И я, вспомнив Пушкина, сидящего ныне у школы N 43 в Ярославле, с гордостью ответила: «Есть». Лидия Валентиновна живет в нашем городе менее полугода, но уже успела побывать в школе, приютившей великого поэта. Встретили ее там радушно и тут же заключили устный договор на дальнейшее сотрудничество.

Знают Лидию Валентиновну Кухто и в Михайловском, где она побывала трижды. Знают и переписываются с ней. Еще живя в Рязани, Лидия Валентиновна с горсткой единомышленников вела упорную борьбу за то, чтобы на родине Есенина непременно появился памятник Пушкину. И он появился. Теперь два раза в год — в день рождения и в день смерти поэта — здесь собираются любители поэзии. Но Лидия Валентиновна на этом не успокоилась. По ее инициативе и при самом деятельном ее участии в Рязани была открыта пушкинская школа. Даст Бог, может, в скором времени такая школа появится и у нас.

Лидия Валентиновна собирает марки, значки, фотокопии произведений искусства, на которых изображен либо поэт, либо персонажи его произведений. А еще она собирает фотографии памятников поэту. В ее архиве на сегодня 71 фото из России и 47 из стран дальнего и ближнего зарубежья.

КАЖДАЯ ФОТОГРАФИЯ —

ЭТО СВОЯ ИСТОРИЯ

Пушкин так органично вошел в ее жизнь, что она теперь и вспомнить не может, с чего же все началось. Помнит только, что литературу любила еще со школы. Хорошо читала вслух, за что ее ставили в пример другим учащимся. Своему сыну в раннем детстве упоенно читала сказки Пушкина, когда мальчик подрос — нашла для него стихи посерьезнее. Ведь солнце русской поэзии на то и солнце, чтобы светить и старому и малому одинаково. Пожалуй, это единственный поэт, творчество которого вместило в себя всю человеческую жизнь со всеми ее проявлениями — грустью и весельем, любовью и ненавистью, жесткой сатирой и добрым юмором. Пушкин сопровождает нас с рождения и до смерти, созвучия со своими собственными переживаниями можно найти у Пушкина в любом возрасте.

Не помнит она и первой фотографии с памятником поэту, ведь собирать подобного рода экспонаты не было ее целью, все получилось как-то само собой. То, что у нее не просто фотографии, а уже целая коллекция, она поняла, когда накопилось их изрядное количество. Тогда стала отсортировывать памятники в городах России от зарубежных. Получилось два альбома. А каждая фотография — это своя история. Самый простой способ — когда сама поехала, сфотографировала. Но на скромную зарплату медика, а затем на не менее скромную пенсию в Париж или на Кубу не покатишь. Даже за Пушкиным.

А У НЕЕ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА — ЗОЛОТЫЕ

Из тех фотографий, которые добыты ее собственным трудом, ей очень дорога та, на которой изображен Пушкин с женой. Памятник этот стоит в Москве на Арбате, у дома, где жила семья Пушкиных. Лидии Валентиновне повезло сфотографировать этот памятник едва ли не сразу после его открытия, когда он был покрыт позолотой. Навестив чету Пушкиных ровно через год, она обнаружила, что позолота с памятника напрочь сошла. А у нее Пушкин и Наталья Николаевна — золотые.

Чтобы сфотографировать памятник Пушкину в Киеве, ей пришлось просидеть возле него около двух часов, все ждала, когда же Пушкин останется один. А возле него то люди клубятся, а то птицы усядутся на самого поэта. И все-таки улучила момент, сделала прямо-таки классический снимок.

По-особенному дорога Лидии Валентиновне и фотография памятника Пушкину в Новомосковске. Этот памятник мог вообще не появиться в городе, если бы не случай. Горожане обнаружили на помойке несколько завязанных мешков. Из любопытства развязали один мешок и обнаружили там гипсовые куски. Приглядевшись, увидели, что это Пушкин. И не поднялась рука выбросить своего поэта на свалку. Восстановили — и получился очень даже колоритный памятник, на котором Пушкин стоит в полный рост, скрестив на груди руки, непринужденно закинув ногу за ногу. Теперь этот памятник красуется в одном из скверов Новомосковска.

Есть в коллекции Лидии Валентиновны и репродукция со старой открытки, на которой изображен бюст Пушкина, установленный на месте его дуэли с Дантесом в 1890 году и в 1920 году утраченный. Вообще-то репродукций у нее много, особенно это касается памятников поэту, находящихся за рубежом. Случается, что сама находит фотографии в журналах или газетах, просит специалистов переснять качественно, если надо, почистить. Не очень четким получился памятник поэту на Кубе, поэтому остается мечта найти его в более лучшем изображении.

А вот памятник Пушкину в Эфиопии получен прямо с оригинала. Встретила как-то свою знакомую, у которой дочь работает в Аддис-Абебе. Последовал лакмусовый вопрос: а есть ли у них Пушкин? И оказалось, что совсем недавно там как раз открыли памятник нашему великому поэту. Лидия Валентиновна тут же обратилась к приятельнице, чтобы та попросила свою дочь сфотографировать его. Вскоре фотографии были присланы. Но памятник был снят в разных ракурсах. Опять же нашла специалистов, которые из двух боковых снимков сделали один в классическом стиле.

КАК ОТКАЖЕШЬ

Все друзья Лидии Валентиновны знают о ее любви к Пушкину, а потому частенько помогают ей в поисках. Случается, звонят из других городов, чтобы сообщить — в таком-то издании есть фотография памятника Пушкину. И тогда Лидия Валентиновна бежит в библиотеку или в книжный магазин и переснимает.

Обратила я внимание на весьма оригинальный памятник поэту — большой полый шар в виде глобуса, а по бокам его — профиль Пушкина, персонажи его произведений. Оказалось, что фотографию этого памятника прислали ей друзья-есенинцы, живущие в Ростове-на-Дону. Ведь Лидия Валентиновна Кухто является членом международной есенинской ассоциации «Радуница». Кстати, в этом южном городе есть и еще один памятник Пушкину, выполненный в традиционном стиле.

Случается, что помогают Лидии Валентиновне дорожные попутчики. Ведь стоит ей в поезде разговориться с кем-то, она сразу же задает привычный пушкинский вопрос. И если ответ положительный, она оставляет свой адрес и просит случайного собеседника прислать ей фотографию памятника Пушкину. Как правило, ей никогда не отказывают. Пушкин все-таки, как откажешь.

ДАЖЕ В АМЕРИКЕ

Барнаул, Вологда, Самара, Орел, Сургут, Тверь, Сочи, Саратов, Челябинск, Казань, Оренбург, Саранск, Томск, Владимир, Псков — вот далеко не полный перечень городов, которые стали для Лидии Валентиновны Кухто близкими только потому, что там есть памятник Пушкину. И какова же была моя радость, когда я обнаружила, что среди них значится и мой родной Ставрополь. Видимо, памятник поэту установлен здесь не так давно, ибо в пору моей молодости такового в городе не было. Лидия Валентиновна подтвердила мое предположение и пояснила, что очень много памятников Пушкину появилось в канун празднования 200-летия поэта. Для вечности это не так уж и много. Особенно если учесть, что первый памятник поэту появился в России спустя почти 50 лет со дня его смерти.

Страны ближнего зарубежья, которые увековечили память Пушкина, представлены у Лидии Валентиновны Молдавией, Белоруссией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном, Казахстаном. Дальнее зарубежье просто потрясло меня своим размахом — кроме упомянутой уже Эфиопии это Германия, Венгрия, Англия, Испания, Финляндия, Италия, Франция, Кипр, Китай, Куба, Канада, Чили. Даже в американском Вашингтоне нашлось место для русского гения. Помните его пророчество: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой»? Недооценил себя Александр Сергеевич — слух о нем прошел по всей земле.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page