В небе и на земле

Сразу два события глобального масштаба, прямо связанные с деятельностью рыбинских двигателестроителей, произошли в нашей стране на этой неделе.

19 мая в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет новый российский гражданский региональный самолет «Сухой Суперджет-100». Его силовая установка состоит из двух двигателей SаM146, разработанных и изготовленных НПО «Сатурн» на паритетной основе с ведущей европейской двигателестроительной компанией «Снекма». А 20 мая в городе Комсомольске Ивановской области состоялся пуск первого парогазового энергоблока ОАО «Ивановские ПГУ» мощностью 325 мегаватт. Его основу составляет газотурбинный двигатель ГТД-110 производства НПО «Сатурн» — первый российский газотурбинный двигатель большой мощности (110 МВт).

Поднял нагрузку на энергоблоке до требуемой величины и утвердил акт о вводе объекта в эксплуатацию председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. Наряду с ним записи в Книге почетных гостей станции сделали губернатор Ивановской области Михаил Мень и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.

В полной степени виновниками торжества были генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин и члены его команды менеджеров. Они и идущий за ними многотысячный коллектив моторостроителей обеспечили революционный прорыв в большой энергетике большой страны.

КОМСОМОЛЬСКИЙ ПОЧИН

Оценивая свершившееся событие, Анатолий Борисович Чубайс отметил:

— Это первый российский парогазовый блок. Его сердцевина, самое сложное уникальное в технологическом отношении изделие — газовая турбина ГТЭ-110 российского производства. Газовых турбин таких мощностей наша страна не делала никогда. Такую задачу в течение двадцати лет решали в советское время, но ничего не получилось. Такую задачу заново решил коллектив НПО «Сатурн», который, наверное, может написать отдельную поэму о том, сколько усилий для этого было положено. Работающий энергоблок — это фантастически значимое достижение.

Десять лет назад российские энергетики могли только мечтать о парогазовых установках, которые выдают коэффициент полезного действия в 1,5 раза больше, чем традиционные паросиловые энергоагрегаты. Так, современные паросиловые турбины работают с КПД на уровне 35 — 42 процента, а коэффициент полезного действия ПГУ составляет 50 — 54 процента. При этом парогазовая станция компактней силовой, на ее строительство требуется меньше времени — примерно на треть. Уровень выброса оксида азота на ПГУ на порядок ниже, чем на традиционных энергоблоках.

Кроме того, по оценкам РАО «ЕЭС России», более 90 процентов действующего турбинного оборудования находится в эксплуатации более 15 лет. Большинство ТЭЦ были построены в середине прошлого века и давно выработали свой ресурс. В итоге средний КПД ныне работающих в России электростанций составляет всего 18 процентов, что во многом обуславливает крайне высокую энергоемкость нашей экономики и низкую конкурентоспособность нашей промышленности.

Если говорить об Ивановской ГРЭС — первенце советских пятилеток, то ее КПД был 23 процента. Мощность первой паровой турбины этой «торфяной» ГРЭС составляла всего 3 мВт. Она работала до 1981 года, а в 1985 году все турбоагрегаты этой электростанции выработали свой ресурс и были выведены из работы. Ивановская ГРЭС превратилась в заурядную котельную, которая подавала пар и горячую воду в городскую баню. И теперь, по словам главы Комсомольского муниципального района Ольги Бузулуцкой, благодаря пуску первого энергоблока «Ивановских ПГУ» город Комсомольск вернул себе былую славу энергетического центра Ивановской области. А вот мнение ивановского губернатора Михаила Меня:

— Сегодня произошло событие федерального масштаба, которое для Ивановской области имеет особое значение, так как речь идет о повышении инвестиционной привлекательности региона.

Между тем с сентября 2007 года в ОАО «Ивановские ПГУ» ведется строительство второго парогазового энергоблока аналогичной мощности. Он также будет оснащен двумя установками ГТЭ-110. Его строительство запланировано завершить в 2009 году. Стоит заметить, что каждая парогазовая установка ПГУ-325, запущенная в эксплуатацию вместо традиционных паросиловых блоков, приносит годовую экономию более миллиарда рублей.

ВЕЛИКАЯ ЭНЕРГИЯ ЗАМЫСЛОВ

Родоначальником ГТД-110 был Виктор Иванович Романов — генеральный конструктор НПП «Машпроект» (г. Николаев, Украина). Под его началом прошли работы по проектированию нового двигателя, он же убедил Министерство энергетики СССР в необходимости финансирования этого проекта. В 1991 году Мин-

энерго оформило заказ «Машпроекту» и Николаевскому ПО «Зоря» на создание и освоение серийного производства парогазовых установок. В 1992 году Россия и Украина заключили межправительственное соглашение о создании ПГУ на деньги и, соответственно, в интересах РАО «ЕЭС России».

После отказа ПО «Зоря» от участия в проекте НПП «Машпроект», оставшись без серийного завода, обратился с деловым предложением к ОАО «Рыбинские моторы», на базе которого впоследствии сформировалось НПО «Сатурн».

В 1990-х годах «Рыбинские моторы» специализировались на производстве авиадвигателей для самолетов Ил-62, Ил-76 и Ту-154М. Когда-то высокий спрос на эти двигатели постепенно сокращался, и предприятие было вынуждено переориентироваться с производства на ремонт и сервисное обслуживание ранее выпущенных агрегатов, что светлых перспектив заводу не сулило. Руководство «Рыбинских моторов» приняло предложение украинцев, и завод стал головным исполнителем заказа — в целях диверсификации производства и в расчете на коммерческий успех проекта. Рыбинские моторостроители начали готовиться к производству ПГУ, но, как вспоминает бывший в то время главным инженером завода Геннадий Телегин, делали это «не очень решительно и не очень оперативно».

Ситуация кардинально изменилась в 1997 году с приходом на предприятие генерального директора Юрия Ласточкина. Он сплотил вокруг себя

команду единомышленников, вместе с которыми разработал новую стратегию развития предприятия. Помимо амбициозных программ по разработке и созданию перспективных авиадвигателей для гражданских и военных самолетов был взят курс на развитие наземной газотурбинной тематики. Юрию Ласточкину удалось договориться с председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом о финансировании проекта. Эти два фактора стали судьбоносными для российской парогазовой установки большой мощности.

Вспоминает Геннадий Телегин:

— До прихода к управлению команды Анатолия Чубайса в РАО «ЕЭС России» были попытки свернуть программу создания двигателя ГТД-110. Проанализировав всю ситуацию, новый глава РАО увидел в НПО «Сатурн» «рациональное зерно». Двум руководителям — председателю правления РАО и генеральному директору НПО «Сатурн» — пришлось с десяток раз встречаться, чтобы найти понимание. Только благодаря убежденности и настойчивости Юрия Ласточкина «стодесятка» через Анатолия Чубайса нашла жизнь в реальном железе, в реальной работе.

ВЕХИ ПУТИ

На Украине был построен первый двигатель ГТД-110, для которого «Сатурн» изготовил около 30 процентов деталей и узлов. Второй двигатель создали в 2000 году уже на российском предприятии, и доля участия «Сатурна» составила в нем 70 процентов. В 2001 году на резервной Ивановской ГРЭС в Комсомольске был построен испытательный стенд (НПО «Сатурн» выступал генеральным подрядчиком строительства), и вскоре начались испытания второго двигателя.

Осенью 2003 года на стенде Ивановской ГРЭС были успешно проведены межведомственные испытания двигателя, после чего в НПО «Сатурн» осваивается серийное производство ГТД-110.

— Чтобы вкладывать

серьезные деньги в организацию серийного производства, нужно быть полностью уверенным в качестве и рыночной перспективе продукта, — говорит директор по газотурбинным энергетическим установкам НПО «Сатурн» Олег Брындин. — «Сатурну» нужно было иметь гораздо большую уверенность, потому что «Сатурн» вкладывал собственные деньги в развитие серийного производства. После успешного проведения испытаний у нас такая уверенность появилась.

В рамках создания производственно-техно-логической базы для изготовления газовых турбин большой мощности НПО «Сатурн» за последние четыре года инвестировало 1 млрд. 600 млн. рублей в новые технологии и оборудование.

В 2003 году для реализации крупных проектов в области энергетического машиностроения «Сатурн» заключил инвестиционное соглашение с «Sumitomo Corporation» на сумму более 500 млн. долларов сроком до 2015 года. Только в этом году в рамках очередного транша японского кредита предприятие ввело в эксплуатацию новый, уникальный для России машинообрабатывающий центр для комплексной пятикоординатной обработки крупногабаритных деталей.

БОЛЬШАЯ ЭНЕРГЕТИКА БОЛЬШОЙ СТРАНЫ

В феврале 2005 года был заложен первый камень в строительство блока N1 ПГУ-325 ОАО «Ивановские ПГУ».

— Результат на 100 процентов оправдал все ожидания. Здесь мы можем зримо видеть, как реформа подняла энергетику, энергетика поднимает машиностроение. Реформа электроэнергетики сегодня не в спорах, не в дискуссиях, а в железе и киловатт-часах, — сказал Анатолий Чубайс на торжественном пуске первого энергоблока «Ивановских ПГУ».

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков отметил, что в ходе подготовки этого пуска НПО «Сатурн» перешло на совершенно новый технологический уровень, смогло переоснаститься, смогло получить новые технологии и оборудование:

— Сегодняшний пуск — это начало долгого пути, который предстоит пройти нашим машиностроителям. Я благодарен Анатолию Борисовичу Чубайсу за то, что он поверил в возможности и способности российского машиностроения сделать качественную продукцию, которая, и сегодня это уже очевидно, не только находится на уровне мировых стандартов, но и по многим позициям превосходит мировые стандарты.

Для нас это событие крайне важное, поскольку эта парогазовая установка является за многие годы первой энергетически надежной установкой, которая, безусловно, будет служить развитию областей центрального региона России, обеспечит энергобезопасность наших российских регионов.

Газотурбинный двигатель ГТД-110 производства НПО «Сатурн» стал одним из основных инструментов реализации Новой энергетической политики, провозглашенной главой РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. Согласно пятилетней инвестиционной программе холдинга РАО «ЕЭС России» до 2011 года в ходе модернизации и строительства новых энергоблоков на Ивановской ГРЭС, ГРЭС-24 ОГК-6, Нижегородской ТЭЦ планируется использовать 12 установок ГТЭ-110. В настоящее время обеспечены заказами РАО «ЕЭС России» 11 турбин ГТЭ-110 с ритмичностью поставок три-четыре агрегата в год.

— Сегодня речь идет о серийном производстве таких энергетических установок, — сказал Анатолий Чубайс. — Это совершенно новое качество работы российского энергетического машиностроения, и, безусловно, НПО «Сатурн» превратилось в его флагман.

***

В течение двух майских дней рыбинские моторостроители показали свои достижения в небе и на земле. Первый полет новейшего российского авиалайнера убедил, каких высот добились они в авиадвигателестроении. Пуск 1-го энергоблока ПГУ-325 «Ивановских ПГУ» продемонстрировал лидирующие позиции НПО «Сатурн» в производстве газотурбинных двигателей для отечественной энергетики.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page