Рак как омоложение

Сегодня онкологические заболевания занимают одно из первых мест по смертности. Медики и ученые уже не одно десятилетие бьются над вопросами, что такое рак, какова его природа, ищут эффективные способы его предотвращения и лечения.

Может быть, в этом им поможет сенсационная гипотеза, выдвинутая Андреем Валентиновичем Макрушиным, главным научным сотрудником лаборатории экологической биохимии водных животных Института биологии внутренних вод РАН имени И. Д. Папанина, и Вениамином Викторовичем Худолеем, доктором медицинских наук, сотрудником НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова в Санкт-Петербурге. Последнего, к сожалению, уже нет с нами. Впервые эта гипотеза была опубликована в 1991 году в «Журнале общей биологии», а в последующие годы более подробно изложена в статьях Андрея Валентиновича Макрушина.

ИЗУЧАЯ таких примитивных беспозвоночных животных, как асцидии, живущих уже, наверное, около миллиарда лет — науке точно неизвестно, когда они появились, — Андрей Валентинович и Вениамин Викторович пришли к выводу, что процесс образования у них покоящихся почек схож с процессом роста раковой опухоли у человека!

Кто такие асцидии? Это прикрепленные к морскому дну или к подводным предметам животные. Они бывают колониальные и одиночные. Колония асцидий состоит из многих особей, кровеносная система у которых общая. Но органы пищеварительной, выделительной, нервной систем у каждой особи свои.

РАВНЯЕТСЯ

ПОЧКЕ

— Покоящиеся почки у асцидий могут образовываться в ответ на самые разные воздействия, — начинает наш разговор Андрей Валентинович. — В основном перед сезонным ухудшением погоды. Что такое почка у асцидий? Это опухоль, которая убивает организм, но не безвозвратно — весной из этой почки вырастает новое животное. Опухоль обрастает оболочкой, вытягивая из организма все соки. Она зимует, не боясь ни холода, ни больших перепадов температуры.

Вообще, эти морские животные, как, впрочем, и все в природе, начинают готовиться к приходу холодов заранее.

Весьма надежный сигнал о близящемся ухудшении среды — сокращение длины дня. Изменение состава корма — также прекрасный показатель приближения осени. Одноклеточные водоросли, которыми питаются асцидии, тоже чувствуют, когда начинает убывать день, и готовятся к покою. Если какой-то организм по каким-либо причинам вовремя не создаст почку, то он попросту погибнет. Почки могут образовываться в ответ не только на уменьшение длины светового дня, а, например, на извержение вулкана, на изменение концентрации солей в морской воде.

ЕСЛИ СОБАКУ БИЛИ

— Что удивительно, — продолжает нашу беседу Андрей Валентинович, — почка у асцидий и раковая опухоль у человека и млекопитающих сходны по многим показателям: как и покоящиеся почки, раковая опухоль может возникать в результате самых разных воздействий, даже из-за стресса. Ученые проводили такие опыты. Собак разделили на две группы. За одними хорошо ухаживали, а других несправедливо били. Так, у собак из второй группы началось развитие раковых опухолей.

Рак могут вызывать разные химикаты, в частности, канцерогены — продукты сгорания ископаемого топлива: каменного угля, газа, нефти, бензина.

Есть другие черты сходства: у человека ткани не выдерживают высушивания. Опухолевые клетки высушивание выдерживают, так же, как и клетки покоящихся почек. Кроме того, наблюдается биохимическое сходство этих образований: белки, которые образуются в почке, и раковой опухоли, эмбриональные, или зародышевые. Зародышевые клетки могут жить бесконечно долго. Ученые проводили ряд опытов. У негритянки, которая умерла от рака, взяли раковые клетки. Так они в лабораториях живут до сих пор — за ними, правда, ухаживают, кормят их. Теоретически, если взять эти клетки, негритянку можно восстановить в нескольких экземплярах. Только ученые этого еще не умеют делать.

Образование опухоли можно рассматривать и с той точки зрения, что это местное омоложение организма, возвращение некоторых его тканей, которые стали раковыми, в эмбриональное состояние. Заболевание раком можно сравнить с беременностью. Но забеременеть таким зародышем, то есть опухолью, может не только женщина, но и мужчина. Опухоль — это зародыш нового организма. Но если у асцидий образование почки проходит безболезненно, то у человека это заболевание. Рак является возвращением организма к ранним этапам эволюционного развития. Но человек, как более сложный организм, свойство безболезненно образовывать покоящиеся почки потерял.

В разное время ученые в России и США проводили опыты: взяли клетку из опухоли, образовавшейся у мыши, из нее извлекли ядро и вставили его в яйцеклетку, из которой свое, родное ядро вынули. И что удивительно, из такой синтетической яйцеклетки развилась мышь. Отсюда следует, что генотип опухолевой клетки не изменен, это не мутация, это особое состояние омоложения, эмбрионизации, местное возвращение тканей в эмбриональное состояние. Если человек погибнет от рака, теоретически его можно будет восстановить, внедрив ядра раковых клеток в яйцеклетку, из которой извлечено свое ядро. Но это, повторюсь, только на уровне предположений.

ОПУХОЛЬ РАССОСАЛАСЬ

Что же происходит дальше, после возникновения опухоли? Омолодившаяся клетка растет, высасывая все соки из организма. Но у раковых клеток есть одна неприятная особенность — они забыли свою специализацию. Они могут омолодиться по-разному: если не очень сильно, то такой рак считается менее злокачественным, но тоже смертельно опасным. А если произойдет сильное омоложение, то этот рак наиболее злокачественный.

Если считать, что раковая опухоль — это готовящаяся к покою растущая почка, отсюда вытекает множество следствий. Одно из них заключается в том, что раковая опухоль может рассасываться.

— Вениамин Викторович Худолей рассказывал мне такой случай, — продолжает нашу беседу Андрей Валентинович. — У женщины обнаружили рак, положили ее на операционный стол, разрезали. Оказалось, что рак уже неоперабельный. А ей после завершения операции сказали, что все хорошо. Женщина прожила еще не один год, а потом попала в автокатастрофу и погибла. На вскрытии у патологоанатома обнаружилось, что рака у нее нет. Опухоль рассосалась сама! И таких случаев известно много. Почему? Об этом никто не знает.

Аналогичные процессы происходят и с покоящимися почками у асцидий. Зима в Средиземном море, где обитают асцидии, как известно, бывает теплой и холодной. Асцидии могут это предвидеть. Сначала животное образует почку, потом понимает, что зима будет теплой, и начинает почку рассасывать, оставаясь живой. Регрессия опухоли — это атавистический процесс рассасывания готовившейся к покою почки.

Наблюдения за этим процессом, опубликованные в 1902 году немцем Гансом Друшем и в 1976 году группой итальянских исследователей, имеют крайне важное значение для онкологии. Излечение от рака на основании этих наблюдений можно сделать безболезненным. Вместо мучительной химиотерапии или операции лечить рак можно будет, вызывая регрессию опухоли искусственным путем. Но для этого следует понять механизм рассасывания почки у асцидий.

Покоящаяся почка образуется не половым путем, а так называемым бесполым размножением. К сожалению, процесс образования покоящихся почек у асцидий изучен пока плохо, как, впрочем, и само бесполое размножение у живых организмов.

ПОЧЕМУ ЖЕ РАКОМ СТАЛИ БОЛЕТЬ ЧАЩЕ

Раком люди болели всегда, но теперь стали болеть чаще. Почему? Потому что изменились условия жизни человека — стали другими экология, появились новые болезни, микробы, паразиты. Раньше люди пахали землю, а теперь сидят за компьютерами. Еще в середине двадцатого века питались натуральными продуктами, а сегодня изобрели искусственное мясо. Когда условия резко меняются, обычной смерти уже недостаточно, чтобы популяция человека приспособилась к новым условиям. Поэтому включается древний механизм — рак, который, как это ни странно будет звучать, ускоряет эволюцию, а следовательно, и приспособление человечества к жизни в новых условиях. Для отдельного человека и его родственников гибель от рака — это трагедия, но для человечества как вида это полезно.

Смерть, как показал немецкий биолог Август Вейсман в конце XIX века, нужна. Она ускоряет эволюцию и приспособление вида к меняющейся среде.

— Не дай бог, если изобретут бессмертие. Даже по народным поверьям, Кащей Бессмертный — мерзкая личность. Представьте себе, выйдем мы на улицу, а там одни старики ходят, которым по 700 — 800 лет. Не будет ни любви, ни детей. Человечество просто не сможет прокормить новое поколение, потому что все силы будут уходить на стариков. Условия жизни будут постоянно меняться, а эти древние старики окажутся весьма неприспособленными. Ни для кого не секрет, что способность приспосабливаться к жизни с возрастом ослабевает.

Изобретение бессмертия будет таким же вредным, как изобретение атомной бомбы. Это погубит человечество, погубит ту нацию, которая будет бессмертна.

Такие же процессы старения происходят и у асцидий, но весь организм у этих животных не умирает, а погибает только один полип. Отсюда можно сделать вывод: чем примитивнее организм, тем выше надежность его существования. А более сложно устроенная система ломается быстрее.