Пришло время щуки

Для настоящих ценителей рыбалки в Ярославской области наступил праздник. Хорошо ловятся на спортивные снасти различные представители подводного мира. Удят всюду и различную рыбу. Глаза разбегаются. Хочется успеть везде: и на щук, и на голавлей, и на жереха… И уж тем более не хочется проколоться, выбрав для очередной рыбалки местечко, которое крупная рыба по каким-то причинам уже покинула.

ИНФОРМАЦИЯ — ПРЕЛЮДИЯ УСПЕХА

Есть еще препятствия, добавляющие остроты в эту проблему. Правдивой конкретной информацией о своем недавнем успехе традиционно делятся далеко не все рыболовы. Ну, вот такие мы эгоисты по большей части, что уж тут поделаешь. Особенно грешат этим охотники за хищниками. Надо признать, что есть тут и объективные причины. Тех же щук, например, в малых реках не так уж и много плавает. В конкретном местечке перебить их нескольким спиннингистам за неделю вполне под силу. Когда еще эти выгодные позиции-укрытия займут другие зубастые. Вот и получится: вчера успешно ловили здесь, а сегодня щуками тут и не пахнет.

Значительно проще дела обстоят у лещатников и прочих любителей мирной рыбы. Они информацию о том, где их любимая сейчас ловится, практически, не скрывают. И есть на то объективная причина. Леща в нашей верхней Волге ловить, не переловить. Этой рыбы добывают всякий раз очень много, а ее все не убывает. Вот и сейчас по всей Волге стоят лодки лещатников. Клюет у них отменно. А им все равно мало. На днях встречаю соседа по гаражу — продвинутого с большим стажем истребителя мирной рыбы. Человек тащит полное ведро навозных червей, понятно, готовится к очередной рыбалке, и лещ у него клюет отменно, но все равно спрашиваю:

— Клюет?

— Отлично.

— Где?

— Вчера был в Сопелках, клюет прекрасно, но очень мелкий — все словно из инкубатора — 700 граммов. Завтра поеду искать крупного ближе к Тутаеву.

У РЫБАКОВ РАЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Вот такие проблемы у волжских лещатников. Охотники за хищниками в этих же местах рады и 200-граммовым окуням, со щуками на великой реке сейчас еще большие проблемы. Зато отменно она пока клюет в малых реках, впадающих в Волгу, видимо, после нереста, так и остались здесь же. В отдельные годы зубастая, отметав икру, до самой осени жила, например, в верховьях Которосли. Туда мы и направились на очередную рыбалку за зубастой.

Утром — тишина. Прямых наших конкурентов-спиннингистов почти нет, а самая глубокая яма занята поплавочниками. Видать, с вечера еще здесь расположились, сазанов им хочется. Кое-кто поймал по паре штук. Самый большой экземпляр — 12 кг, у одного ротозея две удочки сазаны утащили. С концами. Бегал по берегу, так и не нашел, где всплыли его снасти, видимо, лежат они на самом дне, накрепко привязанные к корягам. Сазан, пожалуй, это интереснее, чем лещ, но нам хочется щуки. А ее всплесков пока не видно и не слышно.

В ОЖИДАНИИ ЗУБАСТОЙ

Хорошую бровку обнаружил, точно должна за ней прятаться зубастая. Вместо щуки крупную приманку, приготовленную специально для нее, схватил окунь, второй. Что делать, пока не вышли на охоту речные крокодильчики, можно утешиться и полосатыми. Вместо крупного твистера предлагаю им специально изготовленный для них маленький. Почти всегда в подобной ситуации клев полосатого резко усиливался. Особенно ярко это проявлялось на Волге. А здесь все происходит наоборот. Окунь перестал даже внимание обращать на мое предложение. Более чем странно. Возвращаю щучий твистер на место. Вновь его хватает очередной окунь. Что тут поделаешь, судя по всему, местного горбачика в данный момент интересуют жертвы исключительно крупных размеров. Ни малек, ни тюлька ему не нужны.

ХИЩНИЦА ПОЗВОЛИЛА СЕБЯ ОБНАРУЖИТЬ

Увлекся изучением местных окуневых капризов, а тем временем дала о себе знать щука. Первый ее всплеск обнаружился у противоположного берега далеко в стороне от меня. Спешу, но иду аккуратно, мягко ступая по земле. Твистер с грузом полетел по диагонали через русло, приводнился чуть в стороне от засеченного щучьего всплеска. Проводка в полводы, нет, не схватила мою приманку зубастая. Еще такой же бросок. Теперь приманку опускаю на самое дно, чувствую бровку, идем ниже ее… Есть. Смотрю: мой напарник тоже тащит свою щуку. 10-30. В принципе зубастая здесь и выходит традиционно в это время.

Вываживать щуку крупнее 2 килограммов в этих местах довольно сложно из-за обрывистости берегов, ну ничего, оба справляемся со своими хищницами. Приходится отмечать, что щуки тут стали какие-то особо осторожные. Большую часть времени они себя никак не обнаруживают, после редкой стремительной атаки сразу опускаются в яму.

А В СТАРИЦАХ

СВОИ ПРАВИЛА

Кроме основного русла реки здесь есть множество стариц. Щука в них живет уже по другим законам — беспрестанно гоняет мелкую рыбу от души.

Некоторые старицы очень глубокие, однако уловистый в самом русле твистер у нас здесь совсем не сработал. Оно и к лучшему. Тут много кувшинок и лилий — зацепы для этой снасти неминуемы. Другое дело — вертушки, они и сквозь траву пробивают себе дорогу. Здешняя щука их явно обожает.

Проходим фактически лужу, осколок от старицы, резко уменьшившейся в размерах от пересыхания. Щуки стоят прямо у поверхности! Как минимум две. Прятаться им тут негде. Совершенно очевидно: они прекрасно видят нас, но наши приманки все равно с жадностью хватают. Видать, серьезно изголодались, после того как съели всю живность в своем обособившемся от основной воды слишком маленьком водоемчике.

ВОЛЯ ДЛЯ РЕЧНОГО КРОКОДИЛЬЧИКА

Для эксперимента одну из зубастых, пойманную в луже, решили отпустить на волю в реку, ее основное русло проходило буквально в нескольких метрах. Попав в большую воду, где изобилие маленькой рыбы, изголодавшаяся щука должна была бы с жадностью наброситься на нее. Надо же было удовлетворить зубастой свой необъятный легендарный аппетит. Однако речной крокодильчик неожиданно вернувшейся к нему свободе шибко не обрадовался. Он даже не стал быстро удирать от своих спасителей, а, копируя очень большую подводную лодку, медленно поплыл вдоль берега, постепенно опускаясь на глубину. Долго наблюдали за округой в надежде, что наша щука вскоре себя как-то проявит всплесками, удовлетворяя свой огромный аппетит. Однако зубастая на мелких рыб не нападала. Видимо, где-то затаилась и отходит от пережитого стресса после борьбы со спиннингистом. Да, даже у щук нервы не железные, а страх быть вновь пойманной становится сильнее голода. На следующей неделе наверняка наша щука воспрянет духом и начнет всю округу держать в напряжении. Что поделаешь, зубастым так положено себя вести.

Тем временем наступила полуденная жара. Солнце светило очень ярко, давая знать, что время щучьей охоты истекло. Речных крокодильчиков поймано нами немного, да, собственно, не за ними сюда и приходили. Эмоций, впечатлений, новых знаний о себе они нам подарили достаточно. Такого неспешному лещатнику, словно окаменевшему в вечном ожидании однообразных поклевок, никогда не увидеть и не пережить. По этой причине постоянно идет процесс перерождения истребителей мирной рыбы в спиннингистов. А вот движения в обратном направлении не наблюдается.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page