Путешествие за край жизни

Однажды в детстве на чердаке дома своей бабушки я обнаружила небольшие доски, аккуратно завернутые в полиэтилен. На вопрос о том, для чего они, бабушка как ни в чем не бывало ответила: «Для гроба, внученька. Если мы сами о себе не позаботимся, кто о нас позаботится?..»

Тогда я не поняла смысла этих слов, ведь в детстве проблемы, связанные со смертью и похоронами, кажутся чем-то далеким и несуществующим. Лишь повзрослев и пережив уход из жизни родного человека, я осознала, что к смерти надо готовиться как к неизбежности.

Не покидает меня и уверенность в том, что о человеке нужно заботиться не только при жизни, но и после смерти: приходить на кладбище, ухаживать за могилой. Однако на современных кладбищах вместо ухоженных могил зачастую можно увидеть горы мусора, из-за которых не видно ни памятников, ни оград, разрисованные фотографии умерших, а также покосившиеся кресты и разбитые надгробия. В этом, несомненно, вина не только родственников, которых может и не быть. В первую очередь неухоженные кладбища — это результат невнимательности и халатности его работников и, самое главное, муниципальных служащих, которые недостаточно ответственно следят за «вверенной им территорией».

Чтобы беспочвенно не обвинять последних, вдвоем с коллегой мы посетили разные ярославские кладбища и оценили уровень захоронений на них. Картина, представшая перед нашими глазами, состоит отнюдь не из приятных моментов.

ВСЯ ПРАВДА

О ЧАСТНЫХ КЛАДБИЩАХ

На сегодняшний день в Ярославле из официальных 15 мест для захоронения действующими являются только восемь. Первым пунктом нашей экскурсии стало посещение Леонтьевского кладбища, принадлежащего Ярославской епархии. Нужно отметить, что это кладбище являлось единственным, путь к которому мы точно знали, так как находится оно недалеко от центра города. Но как раз это, на наш взгляд, является, скорее, его недостатком, чем достоинством.

Представьте себе ситуацию: едете вы с работы домой уставшие и, вместо того чтобы лицезреть прекрасные пейзажи родного города, видите бесконечную череду надгробных плит и крестов…

Идешь по центральной аллее кладбища, по правую сторону от тебя пестреют могильные холмики и ограды, а с левой стороны — невысокий каменный забор, из-за которого доносится веселый детский смех. Да, вы правильно догадались: сразу за забором находится детский парк. Как должна сформироваться психика ребенка, каждый день резвящегося за стеной кладбища? Дети как символ продолжения жизни несовместимы со смертью, горем и утратой. Да и для людей, пришедших на кладбище, чтобы похоронить или навестить близкого человека, детский смех просто неуместен. Но и это еще не все.

Рядом с забором находится братская могила жертв политических репрессий. Сверху она вся завалена, как и полагается, венками, а слева — мусором: сгнившими крестами, старыми памятниками, травой, палками, выгоревшими на солнце венками с других могил. Буквально в метре от захоронения — мусорные контейнеры. Вот так мы чтим память тех, кто незаслуженно погиб и имеет право хотя бы после смерти быть уважаем.

А как вам табличка с надписью «Мусор не бросать», вывешенная на ограде, за которой над могилой возвышаются горы мусора, в том числе пластиковая посуда и полиэтилен? Ну, если людям, приходящим на кладбище, не хватает сознательности, почему работники самого кладбища не следят за чистотой? Вопрос, к сожалению, риторический.

КЛАДБИЩЕ ИГНАТОВСКОЕ

ИЛИ ЯКОВЛЕВСКОЕ?

Единственное, что было нам известно о местонахождении Игнатовского кладбища, — то, что оно расположено в Заволжском районе. Сев на 140-ю

маршрутку, мы спросили у кондуктора, где нам лучше выйти. На вопрос откликнулись почти все пассажиры. Кто-то говорил о Яковлевском, кто-то об Игнатовском. Тут же мы узнали, что на кладбище существует три входа. Наконец выяснилось, что Игнатовское — это и есть Яковлевское и выходить нам надо на следующей остановке.

Пройдя примерно полкилометра, мы оказались в настоящем приюте спокойствия и тишины. Не слышно было шума машин, криков и других признаков большого города. Однако удаленность от цивилизации в этом случае не означала удаленности от других населенных пунктов. Кладбище вплотную подступило к селу Игнатово. Именно по этой причине массовые погребения на нем практически запрещены, разрешаются лишь подзахоронения к умершим родственникам.

Конечно, нельзя сказать, что это кладбище показалось нам идеальным. Изредка попадались те же горы мусора, в некоторых местах удивляло отсутствие контейнеров. Были и сбитые памятники, и покосившиеся кресты. Но, наверное, ни одно кладбище без этого не обходится. По крайней мере, здесь мы увидели настоящее человеческое отношение к захоронениям. И кстати, кладбище это муниципальное.

МОГИЛЫ

НА ТЕПЛОТРАССЕ

Последним кладбищем, которое мы посетили, было Осташинское. Первый раз мы поехали туда на маршрутке, идущей в Брагино, правда, вышли не на той остановке. Нам пришлось плутать по заброшенным гаражам, убегать от странных мужчин, которые устроили в них свой ночлег. В тот день кладбище мы так и не нашли. Но на этом не остановились и на следующий день решили подобраться к нему с другой стороны, из Карачихи. Преодолев пятнадцатиминутный маршрут на 18-м автобусе и уже пешком железнодорожные пути и большую свалку, мы наконец-то очутились на кладбище.

Первое захоронение на нем произошло 25 апреля 2001 года. Спустя всего 7 лет на этом месте образовался целый «город мертвых». Сейчас ежемесячно на кладбище хоронят примерно 500 человек. Заведующий кладбищем Анатолий Сергеевич Ровнов рассказал, что проблемы всех кладбищ однообразны, но тем не менее значительны. В первую очередь это нехватка территории под захоронения. Осташинское кладбище за свое недолгое существование разрослось настолько, что некоторые могилы расположены прямо на теплотрассе, совсем рядом с жилыми домами, хотя именно на этом кладбище захоронения могут вестись еще года три. Однако у этой проблемы все-таки есть решение: по разрешению санитарной эпидемиологической станции уже спустя 20 лет на старом кладбище можно делать новые захоронения. Но с человеческой точки зрения это весьма негуманно: разрывать землю, в которой еще покоятся останки, лишать родственников возможности навещать своих умерших родных и близких.

ЗВЕРИ, НО НЕ ЛЮДИ

Вероятно, самой главной проблемой, объединяющей все кладбища в единое целое, является вандализм. Наверное, вы не раз видели разбитые памятники, истоптанные могилы, смятые ограды. Виной всему этому — отсутствие охраны кладбища на должном уровне.

Кладбищенскими вандалами правит не только корыстный мотив: унести что-либо с могилы и подороже продать. На современных погостах орудуют также сатанисты и обычные хулиганы. Статьи 214-я (вандализм) или 244-я (надругательство над телами умерших или местами захоронения) УК РФ не останавливают «нарушителей кладбищенского спокойствия»: мало кто из них получает наказание, связанное с реальным лишением свободы.

Представьте себе, в какое негодование привело нас то, что мы увидели на одном из памятников Осташинского кладбища: фотография покойного была разрисована черным маркером. В этом случае даже объяснять ничего не нужно. Настолько кощунственными могут быть только звери, но не люди.

Возвращаясь с Осташинского, мы долго рассуждали о жизни и смерти, смысле существования человека на земле, о том, что даже мертвый человек имеет право на уважение. Подходя к остановке на улице Школьной, уже и не удивились тому, что прямо за ней расположено еще одно кладбище. Рядом с одной из могил стояла женщина и смахивала паутину с креста. Потом достала банку с водой и поставила в нее две красные гвоздики. Обернувшись и увидев нас, женщина перекрестилась и поспешно засеменила к выходу. Мы, не желая того, вторглись за пределы человеческой души, оборвав тонкую ниточку общения человека с потусторонним миром…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page