Упремся в родную землю

В полдень на федуринской ферме непривычно тихо. Сухостойные буренки мерно жуют «зеленку», основное дойное стадо пасется неподалеку на свободном выгоне. С середины мая, когда в СПК имени Дзержинского ввели беспривязное содержание коров и новую доильную установку, труд доярок значительно облегчился.

Двухразовая дойка — рано утром и с 6 часов вечера — прибавила им время на домашние дела, коих в деревне хоть отбавляй.

Новый режим наверняка пришелся по нраву и коровам. К тому же вместо привычной цепи на шею им надели специальные ошейники с чипами, данные с которых поступают теперь в компьютер. Реконструированный корпус бывшего телятника как бы раздвинулся вширь и стал намного светлее. Для этого в плитах перекрытия прорубили большие окна, через которые и льется естественный свет. При постоянном росте платы за электроэнергию экономия на ней теперь может составить немалую сумму.

В тот день в Данилове для руководителей хозяйств и специалистов проводилась учеба, поэтому председатель СПК Алла Копылова заглянула на ферму только после полудня. Родному хозяйству Алла Анатольевна отдала 27 лет жизни, последние 5 лет трудится его руководителем. Хозяйство довольно разбросанное —

10 километров от центра в одну сторону и 9 в другую. Центральная усадьба — Федурино, где исстари сложился завидный коллектив тружеников, сохранивших хозяйство, несмотря на все передряги последних лет. Когда поступило заманчивое предложение от одного известного в области аграрника объединиться с его хозяйством, в Федурине поразмыслили и решили: как бы ни было трудно, лучше работать самостоятельно. И прежде всего потому, что одним из условий объединения было требование отдать чужому дяде 51 процент сельхозугодий. Расставаться с землей, на которой трудились многие поколения местных крестьян, работники СПК категорически не пожелали. Тем более что стоимость ее будет только расти. И если поступиться лишь частью земли, помаленьку уплывет из рук и остальная, как это случилось уже в нескольких хозяйствах района.

— Мы долго готовились к реконструкции фермы, слишком долго, — говорит теперь Алла Анатольевна. — Все примерялись, рассчитывали. По нацпроекту взяли кредит 20 миллионов рублей сроком на 8 лет. Только за немецкую доильную установку пришлось заплатить 7400 тысяч рублей. Зато теперь выигрываем в качестве молока и облегчили труд доярок. Раньше на ферме работали 13 человек, теперь — 9. Думаю, когда всю технологию отработаем, число работников еще сократится. А это, сами понимаете, значительная экономия средств. Рассчитываем, что расходы на реконструкцию фермы окупятся года за три. Сейчас идет реконструкция второго корпуса фермы, где разместим более 200 коров. Там стойла для коров будем устанавливать немного под углом по отношению к стенам. И вместимость помещения станет больше с сохранением всех преимуществ беспривязного содержания животных. Месяца через три начнем переводить скот в обновленный корпус.

После фермы председатель отправилась в поле, где идет заготовка кормов. По дороге Копылова посетовала, что травы нынче плохие. По причине затянувшихся холодов они задержались в развитии, накопили мало каротина. Пока заготовлено только 750 тонн силоса, а по всем расчетам на зимовку потребуется его не менее 10 тысяч тонн. Подспорьем будет 1700 тонн сенажа из вики с овсом.

Когда подъехали к силосному бурту, трактор разравнивал и утюжил очередную телегу привезенной с соседнего поля травы. Было видно, как убирал ее комбайн «Дон». Переговорив с трактористом и учетчицей, что сидела в кабине второго трактора (он будет трамбовать силос ночью), Алла Анатольевна поехала в Середу. Там, подрулив к магазину, ее водитель Владимир Горохов стал выгружать ящики с молочными пакетами.

В самой Середе коров осталось наперечет. Приходится жителям старинного и некогда богатого села покупать молоко в магазинах. Только вот мужичок лет сорока вышел из магазина не с пакетом молока, а с очередной бутылкой «краснухи». Потому, наверное, и за коровами в Середе приглядеть скоро и вовсе некому будет.

На прощание прямо спросил Копылову, верит ли она в раздающиеся с самого «верха» щедрые обещания всесторонне помогать сельскому хозяйству. «А вот погодите, — ответила она после короткого раздумья, — придет уборочная пора, и цены на горючее снова подскочат. Цены на молоко остаются на одном уровне. Так чего стоят все эти обещания? Надо надеяться только на себя и на коллектив. Он у нас пока 120 работников, самый большой в районе. Упремся в родную землю и будем держаться, насколько сил хватит».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page