А церковь поднимается

Каждый вечер на берегу реки Согожи раздается стук топоров. Горстка людей, которые не утратили веры в будущее своей деревни, рубит будущую церковь…

ГРУДА КИРПИЧА

В далеком 1802 году на горе неподалеку от деревни Бабка наши предки построили красивую церковь Георгия Победоносца. Старожилы до сих пор с восхищением вспоминают ее высокую колокольню — говорят, что колокольный звон в Пошехонье был слышен, ее чудесные фрески, облачения священника Николая Старкова, кованую ограду вокруг. До сих пор нет-нет да и выкопают случайно мощные камни фундамента, на котором стояли ее столбы.

Вспоминают и то страшное время, когда было принято решение — закрыть церковь, как стояла под стенами храма живая людская цепь, как все-таки сброшен был колокол, какой гул, повергший людей в ужас, пронесся по округе… Пытаясь спасти церковное имущество, послали родители мальчишек-подростков вынести из церкви иконы, спрятали их в риге под льняной зарод, ждали, когда все успокоится, а потом разнесли по домам и развесили в красных углах. Только дьявол оказался хитрее человека — приехали однажды люди на подводе и пошли по домам, швыряли иконы с высоких крылечек так, что они, вылетая на улицу, раскалывались на части. С тех пор и пошатнулась в людях вера…

А церковное здание сначала использовали под склад, потом и этого показалось мало, разрушили здание до основания, осталась на этом месте лишь груда кирпича. Колокольня стояла дольше — еще в войну мальчишки лазали на нее, а потом и она помешала, сделали подкоп, разложили костры, и она упала в сторону Пошехонья.

Нельзя не верить этим воспоминаниям, потому что вдруг да и мелькнет в разговоре:

— Польку Махову с Петрухой последних в нашей церкви венчали, платье у нее было такое сиреневое…

Одно с тех пор осталось незыблемым — кладбище у Егорья да престольный праздник, который старожилы-бабки свято чтут.

ЧУВСТВО ВИНЫ

Зная всю эту историю, много раз повторяемую мамой и ее товарками, я жила с каким-то тайным чувством вины, хотя меня тогда и на свете-то еще не было. Потом оказалось, что не я одна. Случилось мне как-то в Москве ночевать у моей школьной подруги Лиды Смирновой, пришла повидаться и ее старшая сестра Нина Федоровна, она и озвучила мои тайные мысли:

— А нельзя ли на кладбище часовенку построить, мы бы и средствами помогли…

Каюсь, мне тогда показалось, что нет в нашей деревне мужиков, способных взяться за подобное дело.

Прошло два года, и вот однажды порог моего дома переступил Федор Кукушкин, молодой мужчина, мальчиком я его еще в садике нянчила, и сказал:

— Мы часовню хотим срубить, только вот не знаем, с чего начать, позвоните в администрацию…

Глава Пригородного поселения Виктор Иванович Емельянов, ни минуты не колеблясь, поддержал идею. Она родилась и вызрела в голове старшего друга Федора Виктора Александровича Шейко, который когда-то, поселившись в нашей деревне и ни разу не держав до этого в руках топора, взялся рубить себе дом. И срубил. Да еще какой!

Было похоже, что идея с часовней выстрадана, решение ставить ее не на кладбище, а в Кладове, было твердым, потому что сегодняшнее население деревни в основном состоит из людей пожилых и путь до ближайшего храма, который находится в Пошехонье, для них проблематичен. Да и хотелось, чтобы центр деревни украшала не только автобусная остановка с кучами пивных бутылок, а красивое здание, которое станет центром духовного возрождения.

ВСЕМ МИРОМ

Участок с лесом отвели за рекой, помог с заготовкой Александр Иванович Мельников, которому уже за восемьдесят, да и трактору его немногим меньше, но он здорово выручил мужиков. Нашлись в деревне еще двое стоящих мужиков — Владимир Викторович Шабров и Александр Викторович Шаматонов, пробовали помогать и другие, но порубив день-другой, отступались. А эта четверка упорно продолжает свое дело. К тому же в результате всех согласований решение рубить часовню претерпело изменение, строится не часовня, а настоящая церковь с алтарем, есть мнение, что она будет носить имя Георгия Победоносца.

Конечно, требуются большие материальные затраты — и на лес, и на песчано-гравийную смесь для подсыпки места, где будет стоять церковь. По словам Виктора Ивановича Емельянова, многие состоятельные люди района, хозяйственные руководители так или иначе откликнулись на его просьбы о помощи, понимая, что средства не в грязь будут закопаны, а пойдут на богоугодное дело.

Активно откликнулось на это строительство население деревни — люди у нас небогатые, но почти каждый, к кому я обращалась, пожертвовал от пятидесяти рублей до тысячи. Двадцать тысяч рублей пожертвовал в качестве спонсорской помощи глава администрации Пошехонского муниципального района Владимир Глебович Кабанов, по первой просьбе откликнулись наши давние друзья из города Новый Уренгой и сразу прислали пятнадцать тысяч, активную помощь оказывают выпускники Кладовской школы, вот получасом назад постучал в мою дверь Алеша Колесов:

— Слышал, вы деньги на храм собираете, возьмите у меня…

Надеемся, что после этой публикации добровольных жертвователей станет еще больше, откликнутся наши земляки, которых судьба разбросала по всей области. С их помощью и с помощью Господа церковь в Кладове все-таки поднимется и вся жизнь людей обретет другой смысл.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page