На паровозе из xix в век xxi

В Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась необычная выставка, посвященная 140-летию Северной железной дороги. Ее экспозиции рассказывают об истории, о прошлом и настоящем Северной магистрали.

Через 10 субъектов Российской Федерации проходит Северная железная дорога, связывая Архангельский морской порт с Центральной Россией, а порты Северо-Запада и Санкт-Петербургский промышленный узел с Уралом и Сибирью. Воркутинское направление СЖД — это дорога к богатейшим природным ресурсам Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми.

Более 8,5 тысячи километров составляет развернутая длина железнодорожных путей Северной магистрали, длина станционных путей — 3,1 тысячи километров, длина подъездных путей — более 600 километров. Обслуживаемая дорогой территория — это более 50 миллионов гектаров.

Свыше 62000 человек называют себя работниками Северной железной дороги.

В состав дороги входит 380 железнодорожных станций, 236 из которых открыты для грузовых операций, 33 вокзала, около 150 билетных касс дальнего сообщения, свыше 140 платформ и перронов.

В среднем в сутки дорога отправляет по 58 пассажирских и 189 пригородных поездов.

Ежегодная нагрузка на магистрали достигает 75 миллионов тонн. Основными перевозимыми грузами являются нефть, уголь, черные металлы, лес и строительные материалы.

Северная магистраль на протяжении всей истории шла в ногу со временем, а иногда и обгоняя его. На каждом этапе развития Северянки непременно появлялось что-то новое, способствовавшее ее стремительному движению вперед. Выставка в музее-заповеднике — это попытка объять необъятное. Это экскурсия в прошлое и настоящее СЖД. Украшением выставки, несомненно, стал портрет Саввы Ивановича Мамонтова, известного промышленника и мецената, основателя железной дороги на Север.

На экспозициях можно увидеть железнодорожную форму разных периодов истории магистрали — от первых этапов до современности: железнодорожные френчи, рубахи, гимнастерки, шинели, кители, пиджаки. И все в натуральную величину, настоящее. Знаки различия — петлицы, погоны, эмблемы, нарукавные знаки также настоящие, используемые железнодорожниками почти за полтора века. Они наглядно свидетельствуют о четкой системе субординации на железнодорожном транспорте, представляющем стратегическую важность для государства.

На экспозициях настоящие таблички и гербы с вагонов, паровозов и другого подвижного состава. Интересующиеся историей железной дороги могут ознакомиться с моделями всех локомотивов и вагонов, которые трудились на СЖД. Особый интерес представляют награды, которыми отмечались лучшие работники магистрали. Например, знак «Почетному железнодорожнику», являющийся и сегодня высшей наградой для всех железнодорожников.

Еще можно посмотреть на работу дежурного по станции. Актер в роли дежурного пользуется настоящими предметами XIX века. На выставке представлен и настоящий чум -традиционное жилище народов Крайнего Севера. Он присутствует не случайно: только благодаря строительству железной дороги жители Ямало-Ненецкого автономного округа получили надежную связь с центральными регионами страны.

Представлены на выставке документы, рассказывающие об истории СЖД. Предметы труда, которые использовались ежедневно железнодорожниками на разных участках и в разные отрезки времени. Только фонарей около 30. Экспозиция рассказывает об истории СЖД, используя документы, показывая орудия труда, форму одежды, ненавязчиво переводя посетителей из зала в зал. Железнодорожники очень постарались, чтобы на их выставке, а она продлится до конца августа, ярославцам было интересно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page