Путешествие во времени

Магистрали в 2008 году исполняется 140 лет. Эта юбилейная дата — праздник для всех тех, чья линия судьбы связана с богатой историей СЖД. Дороги, которая начинается в сердце России и устремляется в холодные, суровые края Севера.

ВЧЕРА…

Северная железная дорога начинала свой путь в начале второй половины XIX века, когда шестеро учредителей Московско-Ярославской железной дороги во главе с Иваном Мамонтовым стали строить ветку от столицы до Сергиева Посада, а оттуда — до Ярославля. Продолжая дело своего отца, Савва Мамонтов задумал дерзкое — довести стальную магистраль до самого Белого моря, до города Архангельска, через Вологду.

Сегодня трудно поверить, что там, где проходит СЖД, еще 100 лет назад были неизведанные и неосвоенные земли, с трудом поддающиеся первопроходцам. Между тем Савва Иванович Мамонтов уже в те времена ясно видел или даже предвидел, каким будет русский Север в новом веке. До потомков дошли его слова, сказанные им на открытии движения по железной дороге от Ярославля до Вологды: «… Дорога эта, служа настоятельным потребностям края, не останется без достаточного движения, даже на первое время. А в будущем, по мере развития торговли и промышленности края, движение по ней увеличится, и, таким образом, успех предприятия компании будет идти рука об руку с развитием благосостояния края…»

В лихие военные годы и без того сложная работа железнодорожников велась в условиях светомаскировки и бомбежек противника. Шли настоящие бои — с нехваткой топлива, с нечеловеческой усталостью, с разрушениями, которые наносил захватчик. Но несмотря ни на что грузы шли.

Был на Севере и другой фронт. Строители Печорской железной дороги отдавали свои силы на другую победу — над жестокой северной стихией. За короткий срок в два года была построена железная дорога от Коноши до Воркуты. И безлюдные земли Коми влились в общий промышленный комплекс страны.

Менялись государственные эпохи, менялись власть и политический строй, но железнодорожный транспорт оставался основой экономики страны.

СЕГОДНЯ…

Год 140-летнего юбилея магистрали совпал со временем масштабной реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры СЖД.

Северная — одна из самых «контрастных» дорог, протяженность ее пути такова, что поезда, идущие по всей магистрали, от Владимирской области до Ямало-Ненецкого АО, преодолевают несколько климатических поясов. Развернутая длина главных путей магистрали — более 8,5 тысячи километров, почти пятая часть экватора! До 2030 года СЖД станет длиннее еще на две тысячи километров — такие перспективы заложены в стратегии развития железнодорожного транспорта, принятой государством. Построенные линии позволят разрабатывать новые месторождения Республики Коми и полуострова Ямал.

В центральных регионах России инфраструктурой магистрали пользуются металлургические и химические комплексы Вологодской области, деревообрабатывающая отрасль Костромской и Архангельской областей, машиностроительные и нефтеперерабатывающие предприятия Ярославской области и многие крупные заводы и предприятия малого и среднего бизнеса. Северная дорога — крупный налогоплательщик, только в течение 2007 года она перечислила в региональные и местные бюджеты свыше 4,1 миллиарда рублей.

В инфраструктуры СЖД вкладываются значительные средства. В 2005, 2006 годах инвестиции находились на уровне трех миллиардов рублей. Инвестиции дали эффект. Грузооборот дороги увеличился по итогам 2007 года, в сравнении с 2005-м, на 19 процентов, составив более 168 миллиардов тонно-километров.

Сегодня на СЖД уже говорят о перспективном развитии — о реализации проектов, которые не просто ликвидируют «узкие» места, сдерживающие грузопоток, но и позволяют опередить потребности промышленности в грузовых перевозках.

В ряду крупнейших реализованных проектов — двухкилометровый обход Даниловского узла, построенный вдвое быстрее отведенных сроков. Знаковым для СЖД стало строительство 130 километров вторых путей с электрификацией на участке Буй — Вологда.

ПРАЗДНИЧНЫЕ СЮРПРИЗЫ…

В честь своего дня рождения СЖД подарит жителям регионов несколько значимых объектов. В городе Череповце строится вокзал. В Ярославле Привокзальную площадь украсит памятник Савве Мамонтову — основателю магистрали, установленный на средства компании «РЖД». Часть Волжской набережной, прилегающая к управлению СЖД, уже реконструирована и стала красивейшим местом для отдыха ярославцев. Реконструирована Ярославская детская железная дорога, которая давно стала неотъемлемой частью культурной жизни города, бесплатные уроки и практические занятия посещают более 700 детей, они не только приобщаются к профессии железнодорожника, но и участвуют в развлекательных программах.

Результаты в развитии Северной магистрали, достигнутые в 2008 году, значимы вдвойне. Ведь именно они создадут праздничное настроение у 62-тысячного коллектива в 140-летний юбилей дороги.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page