Трижды был на полюсе

Каждый человек приходит в этот мир не случайно. Только одни еще в юности осознают свое предназначение на земле, а другие долгие годы мечутся в поисках лучшей жизни и никак не могут нащупать главное. Ярославец Алексей Гриднев — из поколения первых. Его судьба — яркий пример преданности выбранному делу: уже более 30 лет Алексей Иванович работает в гражданской авиации и не жалеет о том, что когда-то в молодости заинтересовался воздушным флотом.

Правда, в далеком детстве Алексей об авиации и не мечтал. После окончания сельской школы в Тамбовской области, имея на руках аттестат с хорошими оценками, поехал поступать в Горьковский политехнический институт. Но оказалось, не судьба: для учебы в вузе не хватило конкурсных баллов. Отчаиваться Гриднев не стал — это не в его характере. Случайно увидев объявление о том, что Горьковский авиационный техникум объявляет добор студентов, решил подать документы туда, выбрав специальность «техническая эксплуатация летательных аппаратов и авиационных двигателей». И не пожалел об этом. Спустя два с половиной года учебы Алексей понял, что хочет связать свою жизнь именно с гражданской авиацией. А выбранная им специальность оказалась очень востребованной и важной. Пусть не сидеть ему за штурвалом самолета и не покорять заоблачные дали, зато без грамотных инженеров, которые на земле занимаются подготовкой к вылетам и техническим обслуживанием воздушного флота, в авиации никуда.

Закончив техникум, Гриднев попал по распределению на Киевский авиационный завод. А спустя год, успев поучиться еще и на вечернем отделении местного института народного хозяйства, поступил в Киевский институт инженеров граждан-ской авиации.

Распределение после вуза тоже оказалось удачным и заманчивым. Алексея направили работать на ярославское авиапредприятие, которое в 70-х годах прошлого века располагалось на территории нынешнего микрорайона Сокол. В начале 80-х годов на месте аэродрома был разбит проспект Фрунзе, а авиапредприятие, эксплуатировавшее самолеты

Ан-2, вертолеты Ми-4, Ми-8, Ми-2 и занимавшееся техническим обслуживанием многих гражданских рейсов по области и России, перевели за Волгу, в Левцово. С тех пор вот уже не один десяток лет жизнь и работа Алексея Гриднева неразрывно связаны с этой организацией, переименованной теперь в ОАО «Авиация Ярославля». Сегодня Алексей Иванович — главный инженер авиапредприятия.

В преддверии профессионального праздника Алексею Ивановичу есть что рассказать и чем гордиться. Он — участник трех экспедиций на Южный полюс и не понаслышке знаком с суровым бытом полярников. Приходилось Гридневу жить на временных летних базах в вагончиках и бочкообразных домиках, именуемых в простонародье бочками. День за днем — вылеты на помощь полярникам, причем порой в такие труднодоступные места, куда кроме как по воздуху не добраться.

— Вспоминаются, например, опасные работы в Арктике по спасению Ан-2, который оказался на треснувшей льдине. Когда этот самолет с судна выгрузили на лед и готовили к полету, погода казалась тихой. Но вдруг откуда ни возьмись, как это бывает в Арктике, налетел ветер, поднялись волны, и льдина треснула, — рассказывает Алексей Иванович. — Пришлось, рискуя жизнью, срочно проводить спасательную операцию: разбирать самолет и по частям на вертолете доставлять его в безопасное место. Вокруг — километры ледяной воды, окажись в ней — сразу замерзнешь. Поэтому двигаться приходилось осторожно, не торопясь. А наградой за проявленное мужество стала фраза начальства: «Скажи себе спасибо, что самолет не утопил!»

Запомнилось Гридневу и общение с австралийскими полярниками, когда в перерывах между полетами наши залетали к ним на базу перекусить и отдохнуть. Вот уж где было настоящее братание и единение душ! И никакие запреты на общение россиян с иностранцами не могли помешать этой великой радости.

А еще Гридневу довелось встречаться с известным полярником, Героем Советского Союза и России, лауреатом Госпремии СССР Артуром Чилингаровым. Алексей Иванович видел героического полярника дважды, а впервые в 1985 году, как раз после того, как тот вернулся из легендарной арктической экспедиции по спасению научно-исследовательского судна «Михаил Сомов».

— Конечно, в экспедициях бывало всякое, иногда и страшные моменты. Однажды, добираясь на грузовом судне из Ленинграда в Арктику, мы попали в страшный шторм, который длился пятеро суток. Мы шли фактически вслепую, берегов не видно, помощи ждать не-

откуда… Но переживали больше даже не за себя, а за вертолеты, которые должны были доставить в Арктику целыми и невредимыми. К счастью, благодаря слаженной работе команды нам это удалось. Ни люди, ни техника не пострадали, — повествует Гриднев…

В путешествиях и нелегких трудовых буднях закалился характер Алексея. А свои впечатления о многочисленных полетах и экспедициях он фиксировал на фотопленку. С фотографией Гриднев «на ты» с 1970 года, когда еще работал в стройотрядах Тюменской области. С того времени его домашний архив постоянно пополняется все новыми удивительными снимками. Гриднев — не-

однократный участник городских и областных фотовыставок, его работы не раз признавались одними из лучших и интереснейших.

Рассуждая об авиации в Ярославской области, Алексей Иванович не без сожаления сетует, что сегодня она находится в довольно плачевном состоянии. Прекратились многие вылеты, и авиакомпания оказалась менее востребованной. А ведь раньше вертолеты повсеместно применялись в сель-ском хозяйстве, при тушении пожаров, в геологической разведке, обслуживании нефтегазопроводов… В общем, были крайне необходимы во многих отраслях хозяйства. Нынче же люди обходятся в основном наземным транспортом. А пассажирские перевозки осуществляют многочисленные частные авиакомпании. Некоторые инженеры и летчики уходят туда ради заработков, но самые преданные остаются работать на небольших авиапредприятиях, считая своим долгом именно здесь с честью завершить начатый когда-то трудовой путь.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page