Дубы и вязы лахости

Круто петляет, стремительно блестящей змеей прихотливо извивается среди лугов река Лахость. Название здешних усадеб, безвозвратно канувших в Лету, помнят гавриловямцы среднего и старшего поколения: Дедово, Круча, стекольный завод. Не златом-серебром богат край в среднем течении Лахости…

Круто петляет, стремительно блестящей змеей прихотливо извивается среди лугов река Лахость.

Название здешних усадеб, безвозвратно канувших в Лету, помнят гавриловямцы среднего и старшего поколения: Дедово, Круча, стекольный завод. Не златом-серебром богат край в среднем течении Лахости…

БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ

Территория бывшего пионерского лагеря. На крутом берегу реки льется из железной трубы тугая чистая струя подземной воды. Она с шумом низвергается в чашеобразное углубление на песчано-илистой кромке берега: пенится, кипит и, переливаясь через края впадины, устремляется в Лахость. Ложе, по которому бежит этот рукотворный ручей, ярко-янтарного цвета — в подземной воде высокий процент содержания железа. Изобилие пресной воды для нас не роскошь, а явление само собой ра-зумеющееся.

А сколько ручьев впадает в Лахость, сколько небольших родников изливает незамутненную животворную влагу в реку. Немалое количество воды таят недра земли в долине Лахости. Эта небольшая река является самым крупным на гаврилов-ямской земле водоемом с чистой водой. В Лахости водятся пескари и раки.

А вот более масштабная Которосль входит в число самых загрязненных рек Ярославской области. В прошлом человек подчинял свою трудовую деятельность неторопливому ритму природного бытия. Селяне поклонялись природе-кормилице и свое трепетное отношение к ней выражали в словесно-поэтической форме. Вот некоторые названия лугов в среднем течении Лахости: девичий луг, малые иванники, большие иванники, малинов куст. Луга были важной составной частью крестьянских хозяйств. Селяне заготавливали на заливных и суходольных лугах, раскинувшихся на берегах Лахости, десятки тонн высококачественного сена. И текли в Ростов, Гаврилов-Ям тонкие ручейки молока, питая людей этим целебным продуктом.

ХХ век стал для судьбы края переломным. На глазах рушилась, медленно погибала здешняя деревня. В 90-е годы ХХ — начале XXI века кризисное состояние деревни стало приобретать характер катастрофы. И вот луга в течение последних лет не выкашиваются. Они заброшены, кажется, окончательно и бесповоротно. Утвердившаяся в результате перестройки российская модель рыночной экономики вынесла сельхозпроизводству свой суровый приговор.

Кто же будет вкладывать капитал в сельхозпроизводство? Работы тяжелой, связанной с немалыми затратами, много, а доходы — копеечные. У государства свои приоритеты, основное внимание нефти и газу… На берегах Лахости даже в разгар охотничьего сезона не слышны выстрелы, здесь расположен бобровый заказник. Кроме бобров на его территории водятся выдры, кабаны, лоси, волки. Выросла численность боровой дичи — глухарей, рябчиков. Перед отлетом на юг в Лахости кормятся дикие утки.

ИЗ СЕМЕЙСТВА ИЛЬМОВЫХ

В пойме Лахости есть небольшое озеро почти правильной, округлой формы, своими очертаниями напоминающее блюдо. В последнее столетие оно уменьшилось в размерах, изменило форму. Почва на обнажившемся дне темная, плодородная. Небольшой водоем обступили со всех сторон ольха, осина, ива. Здесь на этой тучной земле растут статные вязы с густой пышной кроной. Когда смотришь на другие деревья — ивы, березы, осины, сквозь листву просматриваются ствол, очертания крупных ветвей. Можно воссоздать скелет дерева, его остов. Крона вяза непроницаема. Немало строк посвящено в народном творчестве, художественной литературе рябине, калине, березе, другим деревьям. А вот вяз народные авторы, поэты, писатели не воспевают. Исключение — наш великий земляк Некрасов. Кто из читателей не помнит эти строки:

Под наши густые

старинные вязы

Тянуло на отдых

усталых людей…

Вяз на европейском севере — редкость. Ареал оптимального произрастания этих деревьев — широколиственные леса на юге России. Как отмечает БСЭ, вяз «по поймам рек и берегам озер добирается до тайги». Можно, наверное, уточнить: вяз добирается до тайги не по всем рекам и не по каждой пойме. Возьмем наш край с его крупными реками Которослью и Лахостью. На берегах первой вяз не встречается. А по пойме Лахости это дерево растет лишь в среднем течении реки на протяжении приблизительно восьми километров — от Дедова до стекольного завода. И количество этих осанистых красавцев составляет около пятидесяти особей. Эти деревья растут в пойме небольшими группами, в лесу не встречаются.

Один из вязов поражает своей величиной. Огромная, более чем в два обхвата основная часть дерева на высоте 4 — 5 метров разделяется, и устремляются ввысь уже несколько больших, размерами с доброе дерево стволов. Высота исполина — около 30 метров. Вяз морозоустойчив, долговечен, но требователен к качеству почвы. Его древесина используется для изготовления мебели. В других местностях нашего края вязов я не встречал.

ДУБ У ДОРОГИ

Нынешним летом я был в этих заповедных местах и подивился необычному виду знакомого дуба, что растет рядом с поймой. На фоне молодой, сверкающей в лучах солнца листвы большое дерево с обнаженными ветвями, казалось, было осенено легким бурым облаком.

Подойдя к дереву, разглядел, что «облако» — увядшие крохотные листья и почки, охваченные и обожженные злым майским заморозком. Лишь немногие листья уцелели, развернулись и кое-где трепетали на легком летнем ветру. Этот кряжистый дуб невысок по сравнению со статными исполинами на полотнах Ивана Шишкина. Диаметр могучего ствола около метра, возраст — свыше 150 лет, дерево по масштабам продолжительности жизни дубов молодое.

Дуб — символ мужества, большой жизненной силы. А вот в природных условиях нашего края это могучее дерево — неженка первостатейная. Выбросил юную листву — и не сумел ее защитить, обрек на гибель. Потребуется время, чтобы дуб предстал в привычной могучей красоте. Многолетняя борьба за выживание меняет облик дерева. Некоторые сучья утрачены, сломанные резким северным ветром, другие сохнут, отмирают. На серой, изборожденной морщинами коре — шрамы, ссадины. С северной стороны на высоте четырех метров зияет вдоль мощного ствола узкое прямоугольное дупло — словно бойница в крепостной стене. От самой земли тянется вверх неширокая полоса плотного зеленого мха. И потомство у старожила здешних мест немногочисленное.

Неподалеку под высокой березой подрастает, набирает силу стройный юный дубок-подросток. Несколько маленьких отпрысков большого дуба не выжили и погибли. Поэтому в этом краю растет не более десяти дубов.

Большинство деревьев в этой местности женского рода, и лишь два «мужских» дерева — дуб и вяз, среди других самые крепкие и долговечные. Не зря тонкая, одинокая, беззащитная, печальная рябина из одноименного стихотворения нашего земляка Сурикова хочет прислониться к «высокому дубу», обрести надежную защиту от жизненных бурь и невзгод.

В течении Лахости для деревьев сформировалась особая среда обитания. Пойма реки защищена от северных ветров лесами, что тянутся вдоль нее на возвышенной гряде. Благодаря разливам реки образовалась плодородная, увлажненная почва. В результате здесь возникла микрофлора, особенность которой — более широкое распространение теплолюбивых деревьев — липы, дуба, вяза. Поражает изобилие липы, которая группами по 3 — 10 деревьев растет не только в пойме, но и в припойменном лесном пространстве.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page